Участники и партнеры
- Фонд «Дари еду»;
- Торговая сеть «Лента».
История проекта и сотрудничества
Фонд «Дари еду» познакомился с «Лентой» на программе от Комитета общественных связей, во время поездки в Санкт-Петербург. Там для обмена опытом собирались разные НКО: «Ночлежка», «Антон тут рядом», «Добрый город Петербург». Последняя организация и поделилась с фондом контактами «Ленты», рассказывает Игорь Шатунов, основатель фонда «Дари еду».
После знакомства «Дари еду» предложил «Ленте» установить боксы для сбора продуктовой помощи в магазинах сети. Так начался долгий путь переговоров.
«Мы согласовывали макеты, размеры, как должны располагаться наши логотипы и прочая информация. Эти переговоры были долгими, но в итоге они согласились, и мы поставили первые боксы в Питере и Москве, а потом добавились еще три города», – рассказывает Шатунов.
О расширении проекта договаривались в течение двух лет, и в 2020 году фонд «Дари еду» подготовил расширенную презентацию, в которой предлагал реализовать проект еще в десяти городах.
«Наша презентация им понравилась и они вышли со встречным предложением, чтобы боксы или тележки появились во всех магазинах «Лента» во всех городах, где «Лента» представлена – а это практически 100 городов», – говорит Игорь Шатунов.
Совместный проект
В совместном проекте «Лента» стала ответственной за изготовление боксов для продуктов и их размещение, а фонд – за администрирование всех процессов и передачу помощи нуждающимся.
«Сейчас в каждом магазине «Лента» есть либо бокс, либо тележка, где можно оставить продукты в помощь. В 2022 году благодаря продуктам, собранным в «Ленте», мы смогли помочь 10335 нуждающимся людям. Каждый год мы отправляем партнерам обобщенную статистику, а дополнительно у нас есть онлайн-таблица, где они могут каждый месяц просматривать цифры сборов», – отмечает Шатунов.
Сейчас боксы «Дари еду» стоят примерно в 370 магазинах «Ленты» по всей России.
Особенности и сложности
Для того, чтобы проект заработал, фонду «Дари еду» нужно было в кратчайшие сроки найти кураторов в регионах. Сначала было трудно: небольшая команда фонда каждый день обзванивала десятки некоммерческих организаций, социальных служб и храмов.
«Было важно, чтобы кураторы действительно работали: если люди ничего не будут делать, для нас это удар по репутации, все пойдет под откос», – рассказывают в фонде.
Чтобы координировать кураторов, фонд разработал «горячую линию»: подключил IP телефонию с коротким номером для каждого региона и попросил сотрудников «Ленты» звонить по нему, когда боксы будут заполняться. Так сотрудник сразу попадал на куратора своего города. После «Дари еду» сделал чат-бота в ВКонтакте, чтобы кураторы могли направлять отчеты о собранных и розданных продуктах.
Кураторы работают на волонтерских началах. «Куратор – это чаще всего человек из НКО, и для них партнерство с нами это ресурс, возможность помочь своим подопечным продуктами. Плюс к этому, на собранные через сайт пожертвования, мы регулярно делаем закупки продуктов в этих городах, которые кураторы также передают своим подопечным».
Проект функционирует удаленно. Фонд периодически связывается с кураторами и сотрудниками «Ленты» из маркетинга, пиара и конкретных магазинов.
Факторы успеха
В фонде понимают, что во взаимодействии с бизнесом нужно идти на определенные компромиссы.
«Если при подготовке акции нам говорят, что будут промо материалы, стойки в магазинах или соотношение брендинга в пользу партнера – мы соглашаемся, потому что понимаем, что все равно сможем рассказать о проекте через другие каналы коммуникации. Иногда жесткое отстаивание своей позиции может очень затянуть переговоры. Пока организация маленькая, приходится с какими-то вещами мириться и стремиться к тому, чтобы стать побольше. Как только ты вырастешь – взаимоотношения с партнерами станут более равнозначными», – объясняет Шатунов.
В сотрудничестве с бизнесом важно быть настойчивым. У фонда бывали ситуации, когда компании отказывали им несколько раз, а потом у них появлялись успешные совместные проекты. Главное – понять, какое предложение заинтересует партнера, и выбрать небанальные тезисы, подходящие под конкретную деятельность компании.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи: информация, знания, практики». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.