Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Серии

Пособия, школы, работа: пять популярных мифов о мигрантах и беженцах

Беженцы в России получают пособия и не хотят вливаться в социум, а их дети занимают все места в школах – это частые заблуждения, которые окружают тему миграции. В Международный день мигранта, который отмечают 18 декабря, АСИ вместе с Комитетом «Гражданское содействие» (признан иноагентом) развенчивает самые популярные мифы.

Фото: фотобанк Лори

Не все люди, покинувшие свой дом, – беженцы

Беженцами УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев) считает тех, кто по критериям подходит под мандат организации, например, подвергался на родине преследованию по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений и находятся за пределами своей страны.

По данным УВКБ ООН на конец 2022 года, свои дома были вынуждены покинуть больше 108 млн человек во всем мире, при этом беженцами из них считаются только 35 миллионов. 

Все беженцы едут в Европу

Это не так. По данным УВКБ ООН, 70% беженцев остаются в соседних странах. Так, беженцы из Сирии живут в основном в Турции, беженцы из Афганистана – в Иране или Пакистане. Больше всего беженцев в Турции, потом следуют Иран, Колумбия, Германия, Пакистан.

«Есть представление, что беженцы едут в страны с развитой экономикой – это не так. Данные УВКБ показывают, что 76% беженцев живут в странах с низким или средним уровнем дохода», – уточняет пресс-секретарь Комитета «Гражданское содействие» (признан Минюстом иноагентом) Николай Ворошилов.

Беженцы получают пособия и живут на налоги россиян

Люди, получившие статус беженца или запросившие его, имеют в России право на единоразовую денежную выплату – это прописано в постановлении правительства от 23 мая 1998 года № 484 «О размере единовременного денежного пособия и порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу». Но размер такой выплаты составляет всего 100 рублей на каждого члена семьи. Люди с инвалидностью, нетрудоспособные пенсионеры, одинокие или многодетные родители могут рассчитывать на 150 рублей.

«Я не знаю ни одного человека, который бы реально это пособие получал. Какой смысл вообще за ним обращаться, если доехать до миграционной службы на метро уже дороже? Так что никаких пособий для беженцев, на которые можно жить, в России нет», – говорит Ворошилов.

При этом на 31 марта 2023 года статус беженца в стране имели всего 276 человек.  

Что касается беженцев фактических, например, переселенцев с Украины, там иная ситуация. В августе 2022 году президент Владимир Путин подписал указ, который предусматривал единоразовые выплаты «гражданам Донецкой и Луганской народных республик, Украины и лицам без гражданства», вынужденно прибывшим на территорию России после 18 февраля 2022 года. Но указ действовал только до 31 декабря 2022 года – и сейчас переселенцы с Украины никаких пособий в России не получают.

Дети мигрантов занимают места в школах и детских садах

Детей мигрантов неохотно принимают в российские школы и детские сады – об этом говорит статистика Комитета «Гражданское содействие». В 2022 году из 170 детей, родители которых обратились в комитет за помощью с устройством в школу, только треть удалось помочь. Подавать заявление на зачисление в школу нужно через личный кабинет на сайте Мос.ру. При этом в апреле 2023 года, рассказывает Ворошилов, система обновилась и теперь требует, чтобы родитель прошел процедуру подтверждения личности и родства с детьми. С иностранными документами сделать это в автоматическом режиме невозможно.

«Для граждан России эта процедура автоматическая, а иностранным гражданам нужно идти в МФЦ. Зачастую сотрудники сами не знают, как это делать, и иногда отказывают людям: говорят, что этого сделать нельзя. Заявитель звонит нам, и наш сотрудник разговаривает с представителем МФЦ – такие случаи были. Новая система просто не была рассчитана на иностранных граждан», – констатирует Ворошилов.

Остаются и прежние проблемы: у родителей требуют регистрацию, постановку на миграционный учет, хотя и Конституция РФ, и Федеральный закон об образовании гарантируют всем детям право на образование независимо от социального положения их родителей, гражданства и так далее. «Тем не менее эта дискриминация продолжается», – отмечает Ворошилов.

Фото: фотобанк Лори

Есть и хорошие истории, когда детей иностранных граждан с неурегулированным правовым статусом  удавалось устроить в школу и детский сад благодаря переговорам с Департаментом образования и директорами образовательных учреждений.

«Это доказывает, что дети иностранных граждан, мигрантов, беженцев имеют такое же право на образование, как и дети граждан России, потому что дети должны учиться в школе», – утверждает Ворошилов.

С детскими садами ситуация сложнее: в них меньше мест, там нужна постоянная регистрация, поэтому и успешных историй меньше.

Мигранты не хотят интегрироваться в местное общество

Иногда такие обвинения звучат в адрес иностранных граждан. На фоне затрудненного доступа к образованию это, говорит Ворошилов, довольно странно. В России нет государственных бесплатных языковых курсов для иностранцев – и школа остается едва ли не единственной возможностью выучить язык и влиться в общество.

«Как мы видим на нашей практике, чем раньше дети идут в школу, тем больше шансов, что они будут говорить и писать по-русски. Мы неоднократно видели ситуации, когда дети беженцев пошли в школу и теперь говорят на чистом русском языке. А их родители по-русски практически не говорят. Тогда дети выступают переводчиками для своих родителей», – рассказывает Ворошилов.

Мигранты – это люди без образования

Некоторые считают, что в Россию едут только мигранты с низкой квалификацией, чтобы работать на стройке или чистить дороги от снега.

Здесь важно понимать условия, при которых человек покинул свой дом, говорит Ворошилов. «Если говорить про беженцев из Афганистана, которые уехали из-за «Талибана» (признан в России террористической организацией и запрещен. – Прим. АСИ.), среди них есть люди с высшим образованием, в том числе женщины: журналисты, архитекторы, социальные работники», – объясняет Ворошилов.

Фото: фотобанк Лори

Как правило, их профессиональный опыт в России не пригождается. Даже если у них урегулирован правовой статус, то устроиться на работу сложно: работодатели неохотно принимают беженцев. «В таком случае даже люди с высшим образованием вынуждены заниматься ручным тяжелым низкооплачиваемым трудом», — добавляет Ворошилов.

С другой стороны, есть мигранты и беженцы, которые действительно имеют среднее или даже неоконченное среднее образование. Чиновники, в том числе президент Путин, и представители бизнеса открыто говорят, что стране нужны рабочие руки.

«Нужны разные люди, в том числе с невысокой квалификацией – это факт. В последнее время в Москве, например, выросла стоимость такси. Представители сервисов такси прямо говорят, что одна из причин – нехватка рабочих рук. Понятно, что для работы таксистом нужна определенная квалификация, водительские права, опыт вождения и так далее, но не высшее образование», – говорит Ворошилов.

О других мифах, связанных с темой беженцев и миграции, можно почитать по ссылке.

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи: информация, знания, практики». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике