Семь лет назад в Магнитогорске открыли Центр поддержки семьи, материнства и детства «Дом для мамы». Волонтеры центра выдают нуждающимся одежду, средства гигиены, продукты. Также бесплатные консультации оказывают юрист, психолог, риэлтор. С 2019 года возглавляет организацию Наталья Янакова — доктор психологических наук и мама пятерых детей. Она рассказала АСИ о помощи матерям и семьям с особыми детьми, пережитом выгорании и как ей удается совмещать работу с материнством.
«Вернуть внутренний долг»
Наталья Янакова признается: в благотворительность пришла, чтобы «отдать свой внутренний долг». 14 лет назад на свет появился ребенок с ДЦП. Врачи давали мрачные прогнозы — мальчик будет лежачим. Однако один специалист все-же посоветовал пройти дорогостоящую реабилитацию. Сумма почти в 2 миллиона рублей оказалась для многодетной семьи неподъемной. Пришлось продать просторную квартиру.
«У нас была на тот момент хорошая четырехкомнатная квартира, а стала двушка в хрущевке, но при этом нам еще не хватало денег. Взяли кредит и обратились к волонтерам. Всего за два месяца нам собрали огромные деньги — более 400 тысяч рублей, и мы отправились на реабилитацию.
Очень многие тогда меня отговаривали, мол, все бесполезно. Но старшие дети сказали, что если не попробуем, то и не узнаем и потом будем винить себя в этом. Если ничего не получится, то уже будем знать, что сделали все возможное», — вспоминает Наталья Янакова.
Реабилитация оказалась эффективной: до нее Женя мог только сидеть в специальном корсете, а спустя три месяца двухгодовалый ребенок сделал первые самостоятельные шаги. Сейчас это обычный подросток со своими увлечениями, ничем не отличающийся от сверстников.
«Пребывая в эйфории я себе пообещала, что обязательно верну долг, когда будет возможность. Но не ожидала, что буду его возвращать именно так, работая в НКО. Думала, буду просто делать пожертвования. В 2018 году у нас родилась пятая дочь — на 26 неделе с весом всего 820 грамм. Перенесли девять переливаний крови и много всего, но она боролась. Меня выписали из больницы раньше. В соцсети случайно наткнулась на группу «Дома для мамы» и решила предложить бесплатную психологическую помощь. Было сложновато, ведь еще грудничок на руках и семья, но я настолько втянулась, что уже не представляла жизни без центра».
Год психолог волонтерила в центре, пока не встал вопрос о закрытии НКО из-за переезда руководителя. Наталье Янаковой предложили занять вакантную должность, но у нее были большие сомнения.
«На собрании учредителей я честно сказала, что вряд ли справлюсь, потому что вообще не понимала, куда шла. Абсолютно не знала, как взаимодействовать со спонсорами, как писать грантовые заявки и другие моменты. Мне пообещали помочь, а если ничего не выйдет, то никогда не поздно закрыть организацию. Ну вот все получилось. Единственное, я начала “мести по-новому”», — отметила руководитель НКО.
Дом для мамы и особенных детей
— Наталья Валентиновна, «Дом для мамы» помогал жертвам домашнего насилия и даже открыл кризисную квартиру для таких женщин. Став в 2019 году руководителем, вы решили отойти от этой истории. Почему поменяли специфику работы?
— Действительно, меня, как психолога, интересовала тема насилия в семье. Это была моя идея организовать приют для пострадавших жертв, где они жили от трех месяцев до полугода. Но вскоре поняла, что оказываем медвежью услугу. Зачастую потом женщины либо возвращались к мужу, который избивал, либо у них забирали детей, потому что не могут их содержать. Если они хотят, например, могут снять квартиру или пойти жить к родственникам, а какую-то другую помощь в трудной жизненной ситуации оказываем мы. Продолжаем заниматься защитой прав женщин и детей, а также профилактикой семейного неблагополучия.
Так как каждый руководитель прогибает свою линию, которая ему интересна, то в первую очередь бессрочно поддерживаем семьи с детьми с инвалидностью. Знаю, каково им, понимаю, что их траты на реабилитацию несоизмеримы с пособиями. Например, только один курс иппотерапии стоит 14 тысяч рублей в месяц. Помимо этого, нужен массаж, различные лекарства, которые не всегда можно купить.
— В 2021 году вы открыли первый в городе бесплатный инклюзивный центр «Солнечное притяжение» для детей с ментальными нарушениями и их родителей. Что дает этот проект подопечным?
— Начну с того, что от задумки до воплощения проекта в жизнь ушло 2,5 года. Меценат выделил помещение на определенный срок в безвозмездное пользование и взял на себя оплату коммунальных услуг. Благодаря спонсорам, грантовой поддержке, пожертвованиям и волонтерам сделали ремонт, закупили оборудование и мебель. Сотни детей с особенностями развития могут бесплатно посещать занятия. В команде проекта трудятся психолог, логопед-дефектолог, хореограф и инструктор по адаптивной физической культуре.
В центре «Солнечное притяжение» регулярно проводятся коррекционно-развивающие занятия, адаптивная физкультура, тематические мастер-классы для детей и родителей. Отрабатываем социально-бытовые навыки на нашей кухне, где дети учатся правильно сервировать стол, готовить различные блюда. В рамках грантового проекта «Пульс жизни» наши подопечные посещали курсы иппотерапии, бассейн, занимались танцами, чирлидингом. Отмечу, что в большей степени этот центр для родителей. Появилось сообщество, где они могут поделиться проблемами и успехами, дружить, советоваться. Эмоциональная разгрузка очень нужна.
— Ваши волонтеры больше пяти лет привозят вещи, продукты, игрушки и многое другое семьям из сельской глубинки. Почему решили продолжить проект «Газели милосердия селянам», а не ограничиться выдачей гумпомощи в центре?
— Вообще мы начали развозить помощь в села после того, как к нам стали обращаться представители муниципалитетов. Приезжали и спрашивали, а можно ли взять вещи для подопечных семей. Мы понимали, что на легковой машине много не увезешь. Да и мама больше на дорогу потратится, если приедет из села. Поэтому мобильный гуманитарный центр очень важен, и мы его продолжаем развивать. Уже два года реализуем также проект по сбору праздничных подарков для детей войны, одиноких бабушек и дедушек, подопечных сельских домов престарелых. Вы бы видели глаза стариков, когда они радуются простой детской открытке или рисунку! Им не важно, что лежит там в пакете. Они счастливы, что про них помнят.
— Расскажите о некоторых примерах успешной работы «Дома для мамы»
— Это, конечно, когда женщины, которые обращались к нам в тяжелой жизненной ситуации, встали на ноги. Вот у нас была многодетная мама — вдова. С ней работали психологи, юристы. Мы выдавали вещи, кроватку, и она очень стыдилась брать такую помощь. В конечном итоге сейчас с большой благодарностью вспоминает о нас, жертвует средства. Открыла небольшой бизнес и предлагает бесплатные грузоперевозки по городу. У нас появилось много волонтеров. Они помогают в работе с особыми детьми, приходят на разгрузку фур с гумпомощью, участвуют в благотворительных марафонах и различных наших мероприятиях.
Перегореть и вновь зажечь
— Как вы оцениваете эффективность работы вашего центра помощи?
— Если сравнивать с 2019 годом, то сейчас мы, конечно, выросли. Во-первых, нас сейчас в городе хорошо знают. Если раньше мы особо не фигурировали ни в СМИ, ни в соцсетях, то сейчас наши фамилии уже ассоциируются с «Домом для мамы». Поддерживаем имидж и репутацию организации. Мы наконец-то сколотили крепкий коллектив.
— Кто вам помогает и какую роль в достижении целей играет команда?
— Это люди, которым доверяю организацию, могу делегировать какие-то свои полномочия. Раньше должна была всегда все контролировать, постоянно держать руку на пульсе. Сейчас понимаю, что у меня есть Елена Новикова, которая руководит направлением «Солнечное притяжение». У меня есть правая рука и куратор проектов Луиза Яхъяева. Когда я тяжело болела, она взяла на себя такую роль и, можно сказать, руководила организацией. Анна Резепова занимается направлением «Особые детки». И, конечно, наш бессменный администратор Алина Степанова, администраторы гумцентра Ирина с Машей, бухгалтер и учредитель организации Елена Кистанова и редактор Анна Скалаух. Это такой костяк, который в любой поре с центром. Всегда помогут и все сделают в любое время дня и ночи. Правда, мы пытались установить себе правило: по работе общаться только будни с девяти часов утра до шести вечера, но как-то не прижилось.
— А какое вы видите будущее вашего центра? Есть ли планы по расширению, усовершенствованию услуг?
— Да. В городе есть ресурсный класс для детей с особенностями здоровья, плюс мы планируем еще открыть. А вот с детьми от пяти до восьми лет никто не занимается… Вот это направление мы сейчас развиваем. Разработали проект «Дошколенок», потихоньку закупаем оборудование. Также хотим реализовать программу для обычных девочек. Сейчас они зачастую лишены утонченности. Хотим развивать в них женственность, воспитывать эстетику как раньше в школах благородных девиц.
— Вы мама пятерых детей. Как удается совмещать материнство и общественную работу?
— Мне повезло с детьми, потому что они все понимают. Они и спорят, и ругаются, и в школе какие-то нюансы возникают, но понимают, что если, например, мама работает в комнате, то лучше не мешать. Однако тут не стоит перегибать палку. У меня был такой период, когда постоянно работала, приходила домой уставшая. Принимала все близко к сердцу, если что-то не получалось. Был какой-то внутренний раскол. Даже хотела оставить «Дом для мамы». Я пережила выгорание.
Однажды младший сын спросил, зачем так много работаю, для чего это нужно? И тогда я задумалась о том, что если меня не станет, то детям маму никто не заменит, а другую Наталью Валентиновну найдут. Нужно уметь отвлекаться и понимать, что помимо работы еще есть семья и ты у себя. Раньше, когда уезжала в отпуск, брала с собой ноутбук, телефоны, а сейчас включаю «режим тишины». Стала отдыхать, вновь почувствовала прилив сил.
— Что вас вдохновляет и дает силы двигаться дальше?
— Уже много лет в регионе проводят акцию «Снеговики-добряки». Ее участники дарят подарки и исполняют мечты детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. С 20 декабря по 7 января наш профессиональный актер Дед Мороз индивидуально поздравляет подопечных. Проект очень сложный и морально тяжелый.
Когда ты собираешь истории детей, то проникаешься ими, долго ищешь спонсоров. Несколько месяцев кропотливой работы для того, чтобы устроить праздник ребенку. И вот валишься от усталости с ног, но когда видишь искреннюю радость ребят, то, как вампир, подпитываешься ею. Получаешь удовлетворение от того, что сделали кого-то счастливее. Также вдохновляют результаты трудов наших специалистов, занимающихся с детьми. Когда видим, что они научились считать, читать, танцевать, готовить. Я считаю, что это дорогого стоит. Вот так, когда оглядываешься на текущую работу, кажется, ничего особенного не делаешь. А по факту получается, что с командой даешь людям очень многое. Каждый из нас в силах сделать мир чуточку лучше, и мы должны помогать друг другу!
За время работы магнитогорский «Дом для мамы» выиграл два президентских гранта, губернаторский, Фонда Потанина и семь грантов Фонда Тимченко. Также реализовал проекты при поддержке Министерства социальных отношений региона и городской администрации.