АСИ уже рассказывало о том, что благотворительная организация «Перспективы» провела социальный эксперимент, предложив людям без инвалидности ответить на вопросы, которые задают тем, кто пытается начать новую жизнь вне стен ПНИ. Ответы попали в видеоработу «Лишить и не лишить». Материал призван показать недопустимость формального подхода к определению дееспособности. Ролик был опубликован накануне Нового года, многие пользователи сделали перепост материала и оставили под роликом комментарии, отметив, что атмосфера в сценах передана очень точно.
«Сколько стоит десяток яиц?», «Зачем человеку дееспособность?», «Что первым вы купите в новую квартиру, в которой совсем нет мебели?», «Сколько денег нужно зарабатывать, чтобы жить самостоятельно?», «Зачем вам свобода?» — эти вопросы часто задают члены судебно-психиатрической экспертизы, на чье мнение опирается суд, когда принимает решение об определении дееспособности человека.
«Очень часто у меня так случается, как Черномырдин завещал — “Хотели как лучше, а получилось как всегда”. И в голове вечная фраза — “Благими намерениями устлана дорога в ад“. К сожалению, эта истина отражает очень многие реалии нашей жизни», — прокомментировала работу «Перспектив» директор благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер в своем телеграм-канале, отметив, что ролик «потрясающий, познавательный и очень честный».
Как рассказала АСИ Евгения Соколовская, директор по связям с общественностью благотворительной организации «Перспективы», в съемках участвовали 30 человек, среди них — волонтеры, сторонники, а также сотрудники фонда, которые раньше никогда не отвечали на подобные вопросы комиссии. Чиновников играют профессиональные актеры. Сценарий команда готовила исходя из собственного многолетнего опыта поддержки людей с инвалидностью, совещаясь с юристами и подопечными «Перспектив». Эта работа — далеко не первая попытка команды рассказать широкой аудитории о существующей проблеме.
«Сотрудники и волонтеры “Перспектив” уже более четырех лет на различных массовых площадках проводят социальный эксперимент, который показывает, насколько недопустим формальный подход к вопросам определения дееспособности человека. Мы ставили шатер и приглашали людей на себе испытать, каково это — отвечать на такие вопросы, быть под давлением. И несмотря на то, что это были дееспособные люди, которые, в отличие от наших ребят, выросли не в закрытой системе интернатов, а в открытом обществе, многие не могли правильно ответить на эти простые бытовые вопросы, которые не могут отражать, насколько человек дееспособен, есть ли у него потенциал жить самостоятельно», — рассказала Евгения Соколовская.
Основная идея ролика — показать несправедливость системы. Сначала сотрудники «Перспектив» проводили эксперимент на мероприятиях, на фестивале соцсети «ВКонтакте», а потом решили расширить аудиторию и сделали открытый доступ к видеозаписи.
Евгения Соколовская сама прошла через эту процедуру перед камерой, и, несмотря на большой профессиональный, социальный и бытовой опыт, в том числе опыт материнства, ей сложно было отвечать на вопросы, так как постоянно ощущалось обесценивающее отношение комиссии.
«Эта процедура должна проходить профессионально, с уважением к личности человека, не формально, с опорой на закрепленные в законодательстве критерии и возможность выявления ограниченной дееспособности. Недееспособность в ПНИ — это совсем страшно, так как часто возникает конфликт интересов, когда директор — и опекун, и он же глава учреждения соцобслуживания», — добавила Соколовская.
Сегодня в России более 500 психоневрологических интернатов (ПНИ), в них живут более 150 тыс. человек. Более 70% из них лишены дееспособности, а значит, не могут самостоятельно распоряжаться своей жизнью: вступать в брак, пользоваться своими деньгами и так далее. Получить дееспособность можно через суд, для этого нужно пройти судебно-психиатрическую комиссию. Как показывает опыт «Перспектив», решение члены комиссии часто выносят за несколько минут, задав человеку формальные вопросы, а иногда и вовсе дистанционно. При этом вопросы комиссии часто вводят в ступор и человека без инвалидности. Поэтому процедура, которая изначально была создана, чтобы защитить человека с ментальными особенностями от противоправных действий в его отношении, оборачивается против него, что и показала команда благотворительной организации в своем ролике.