Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Статьи

НКО и СМИ: ожидания, цифры, реальность

Как деятельность НКО освещалась в российских СМИ в прошлом году — эксперты обсудили результаты ежегодного мониторингового исследования.

Фото: freepik.com

Уже четыре года АСИ и социологическая группа ЦИРКОН представляют данные мониторинга.  Цифры в нем отражают общие тенденции, но не всегда совпадают с ожиданиями исследователей и представителей сектора.

О чем говорят цифры

«Хорошая новость в том, что негатива в НКО-теме мало, — говорит Анастасия Сапонова, аналитик Исследовательской группы ЦИРКОН. — От 1 до 4% сообщений приходится на скандальные резонансные случаи, связанные с мошенничеством или другими неприятными историями. Большая часть имеет нейтральную тональность, так как в основном это новости».

Медиапользователю, живущему внутри своего информационного пузыря, может казаться, что какое-то событие или проблему обсуждали все, — но в действительности информационные сообщения об этом в общем потоке малозаметны.

На первом месте среди инфоповодов, связанных с третьим сектором, — мероприятия, проводимые НКО, и конкретные результаты деятельности организаций, в большинстве своем также представленные как мероприятие или акция (передача гумпомощи, техсредств и т. п.). Большая группа сообщений посвящена участию государства в благотворительности (гранты, всероссийские акции). Значительный сегмент информации посвящен поддержке участников СВО и их семей.

Чаще всего упоминаемые в связи с деятельностью НКО темы — мигранты и беженцы, социальный спорт, социальное волонтерство и социальное предпринимательство. Такие проблемные темы, как домашнее насилие, расстройства аутистического спектра и психоневрологические интернаты, получили внимания меньше.

Примечательно также, что главные благополучатели — люди — в трети сообщений не упоминаются. Это либо отвлеченное повествование, либо рассказ о мерах поддержки самих НКО.

Вместе с крупнейшими российскими фондами чаще всего в контексте НКО упоминаются такие персоны, как президент, патриарх и губернаторы. «Это довольно большой сегмент повестки, который тоже стоит иметь в виду и который получает активное освещение в том числе благодаря деятельности PR-служб», — поясняет Анастасия Сапонова.

Основными агентами некоммерческой деятельности, исходя из данных исследования, становятся волонтерские организации и объединения, корпоративные благотворители и государство. Сотрудники НКО в этом инфополе остаются менее заметными фигурами.

Три стратегии, и только одна — рабочая

Векторы развития НКО и традиционных СМИ все больше расходятся с каждым годом, тогда как социальные СМИ приобретают все большее значение для сектора, считает Александр Гатилин, научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, координатор Ассоциации журналистов, освещающих семейную тематику. Данные доклада указывают на тенденцию к огосударствлению всех сфер жизни общества, что отражается на взаимоотношениях представителей СМИ и некоммерческого сектора.

Оформляя заявку для получения гранта, НКО закладывают в нее средства на СМИ-сопровождение. В результате редакторы не всегда хотят брать тему, не имеющую такого финансового подкрепления. НКО, в свою очередь, стремится заполнить отчет по гранту по количественным показателям, а какими публикации будут по качеству и эффекту, не так важно.

Другой стратегический инструмент влияния на прессу — требование писать о каком-то событии или мероприятии, потому что государство определило эту тему как ключевую.

При этом в информационном потоке об НКО основными источниками остаются крупные информагентства, а главным жанром — новости.

«Возникает логичный вопрос, — говорит Александр Гатилин. — Что лучше: 100 новостей РИА или ТАСС о каких-то событиях, акциях, мероприятиях или текст о конкретном человеке с конкретными проблемами, который взбудоражит общество — и ситуация в каком-то вопросе начнет меняться?»

Есть третья стратегия развития отношений НКО и СМИ, отличная от уже названных финансового стимулирования и идеологического принуждения.

«Это взаимный активизм, — считает эксперт. — Журналисты — это такие же субъекты решения проблем, как и представители НКО, если они заинтересованы. Рассчитывать на помощь в СМИ в широком смысле не приходится, там другие задачи. Нужно искать тех, кто так же горит или кого можно заразить той или иной темой».

Такая стратегия сотрудничества не противоречит выделению финансовых средств на журналистское освещение, считает Ольга Дроздова, руководитель проектов Агентства социальной информации. Но речь идет не об оплаченных публикациях, а о совместном проекте и производстве качественных материалов.

Более того, подчеркивает Сергей Лапенков, исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей (АНРИ), многие местные издания сейчас находятся в тяжелейшем положении, для них такая поддержка будет значима. Грантодателям следовало бы пересмотреть политику в вопросах финансирования, а также оценивать публикации не по количеству, а по социальному эффекту.

Общая задача — показать лица и дела

Спор между журналистами и третьим сектором о том, кто кому что должен — НКО ли рассказывать о себе или СМИ понимать важность темы, — вечен. Но все больше примеров, когда результатом движения навстречу друг другу становятся яркие и важные проекты.

«Рассказывать об удивительных людях и делах, которые мы видим в секторе, но о которых большинство наших читателей и зрителей никакого представления не имеют, — это часть большой задачи, которую даже самый молодой неопытный журналист перед собой видит», — говорит  Надежда Ажгихина, ведущая раздела «Профессия» журнала «Журналист». Надо стимулировать именно профессиональную мотивацию корреспондентов и редакторов.

Эксперты предположили, что актуальным будет проведение всероссийского конкурса для журналистов. «Нужно хорошо продумать концепцию и сопроводить проведение конкурса тематическими мероприятиями, на которых могли бы встретиться представители СМИ и НКО», — говорит Надежда Ажгихина.

Практика проведения таких встреч уже опробована:

«Встречи в форме питчинга позволяют журналистам понять, что НКО — это не какие-то там непонятные люди, а люди, которые делают конкретные дела. Из таких встреч могут рождаться многие сюжеты и истории», — говорит Мария Мокина, заместитель руководителя Координационного совета при ОП РФ по повышению социальной эффективности медиаиндустрии и взаимодействию с институтами гражданского общества.

Кроме того, сотрудники НКО могут быть полезны журналистам в качестве спикеров, обладающих большой экспертизой в социальной проблематике. «Привлечь прокомментировать событие можно не государственного чиновника, а представителя сектора», — считает Мария Мокина.

Со своей стороны НКО не стоит предъявлять журналистам претензии «почему вы о нас не пишете», а нужно попытаться понять запрос редакции и предлагать изданиям именно то, что может их заинтересовать и быть им полезным.

Тексты и сюжеты о людях из сферы, а не о самих НКО не всегда оказываются в поле зрения социологов. Так, например, портал «Такие дела» почти не попадает в выборку, так как специализируется на историях о людях или проблеме, а не на рассказах о деятельности помогающих организаций. В мониторинге эти материалы учитываются только при исследовании конкретных тем.

При этом объем такого рода информации достаточно большой, уверена Мария Мокина, и эффект от него заметен по переменам, которые происходят в обществе. А вот представить его в цифрах — затруднительно.

В ЦИРКОНе отмечают, что, поскольку мониторинг имеет прикладное значение, а впереди пятая волна, исследователи готовы принимать идеи и предложения, чтобы понять, что сектору будет полезно, и исходя из этого дорабатывать методику.

Экспертная встреча «Медиа и НКО-профи: солидарность в помощь». Обсуждение медиаисследования проведена в рамках проекта «НКО-профи», который реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Видеозапись встречи

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике