Материал подготовлен на основе сессии «Московская благотворительность», прошедшей на Форуме благотворителей и меценатов в Москве в феврале 2024 года. Конференцию уже 20 лет ежегодно проводит команда FCongress.
Бездомные жители тоже жители
Когда три года назад питерский проект помощи бездомным «Ночлежка» только пришел в Москву, топ-менеджеры трех крупнейших столичных застройщиков обсуждали между собой, как выселить крохотную организацию из помещения, которое она взяла в аренду.
«Вокруг были их стройплощадки, и им казалось, что проект помощи бездомным будет мешать развивать район и снижать стоимость объектов, — говорит Дарья Байбакова, директор московского филиала благотворительной организации “Ночлежка”. — В тот момент я действительно испугалась, потому что мы много вложили, долго пытались открыться, а для них купить наше помещение ничего не стоило. Но потом представитель компании STONE пришел познакомиться, узнал, как все это устроено, и в итоге они стали нашим генеральным партнером в Москве».
Мнение, что лучше выселить бездомных за пределы города, чем поощрять развитие сервисов помощи, до сих пор распространено. Не все пока готовы признать, что обитатели района — это не только владельцы квартир и сотрудники офисов, но и люди без определенного места жительства. Но постепенно становится все больше горожан и представителей бизнеса, которым не все равно.
«Ночлежка» существует благодаря пожертвованиям и волонтерам. «Мы всегда рады тем, кто готов переводить тексты, создавать дизайн, сопровождать клиентов «Ночлежки», помогать нам на акциях и мероприятиях, работать как курьеры. Ни одно наше дело не обходится без помощи волонтеров, поэтому для каждого найдётся задача. А еще мы проводим для волонтеров отличные вечеринки с блинами и пирогами, песнями и танцами. Приходите знакомиться и помогать», — приглашает «Ночлежка». А для начала нужно заполнить анкету волонтера.
Привычка дойти до контейнера
Фонд «Второе дыхание» десять лет назад создавался как небольшой социальный бизнес.
«Я помню, как пыталась найти и взять в коммерческую аренду помещение для нашего первого магазина и думала, что самый классный секонд-хенд города, который будет генерить деньги на благотворительность, должен находиться на крутой площадке. И вы можете себе представить, куда меня посылали в модных местах, которые я обзванивала», — вспоминает Дарья Алексеева, учредитель и директор фонда.
Сегодня «Второе дыхание» — трендсеттер в области устойчивого развития. Теперь многие торговые центры сами звонят и приглашают к себе благотворительные магазины, а сотни компаний и крупнейшие девелоперы в Москве ставят на своей территории контейнеры для сбора б/у одежды.
«Бизнес не заинтересован в смыслах, он заинтересован в трафике и конверсии. Для него контейнер — это сервис для жильцов и для посетителей. Наша задача — понять, где это смыкание интересов и где можно находить общий язык».
Сейчас контейнерами «Второго дыхания» пользуются около 300 тысяч горожан. Из них только 20% отдают ненужную одежду, чтобы кому-то помочь. «Наша цель — снижать в нашей аудитории число людей, которые воспринимают это действие как благотворительность. Мы хотим, чтобы это был просто лайфстайл», — говорит Дарья Алексеева.
Фото: photogenia / Freepik.com
Волонтерство в Фонде «Второе дыхание» — это возможность стать частью благотворительного комьюнити, найти единомышленников, реализовать себя, получить новые знания и навыки. Фонд ведёт общение с волонтерами и публикуем задачи для них в телеграм-канале. Доступ к чату можно получить, заполнив анкету.
Места для общения глаза в глаза
Когда восемь лет назад создатели «Благосферы» обсуждали, каким должен быть центр развития благотворительности и социальной активности в Москве, многое из того, что сегодня воспринимается как обыденность, было свежо и ново.
Сейчас в каждом втором магазине стоят контейнеры для сбора крышечек, батареек или ненужных вещей, по всему городу открыты коворкинг-центры и современные библиотеки. Никого уже не удивишь идеей создания «третьего места», где можно реализоваться в том, что недоступно дома и на работе или учебе, где можно сдать вторсырье, получить поддержку и просто провести время. Но в «Благосфере» по-прежнему многолюдно.
«Мы видим сейчас эффект от совместного вложения всего некоммерческого сектора в продвижение идеи, что социальная активность — это нормально, — говорит Наталья Каминарская, директор центра “Благосфера”. — Наш город становится частью международного тренда развития “третьих мест”. Это ответ на большой запрос на человеческое общение — не онлайн, а глаза в глаза и, что называется, на ощупь с теми, с кем хорошо и комфортно».
Онлайн-помощь в два клика
Сеть коворинг-центров для НКО работает и при правительстве Москвы. А четыре года назад, в разгар пандемии, в мэрии обратили внимание, что суммы пожертвований москвичей в благотворительные фонды стали снижаться. Тогда появилась идея использовать большой трафик посещаемости портала mos.ru, чтобы помогать.
«Мы придумали механизм прикрепления благотворительного платежа к платежам за все остальные “грехи” горожан — коммунальные услуги, штрафы и прочее», — смеется Павел Симаков, заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы.
Сейчас сервис в среднем собирает 10 млн рублей ежемесячно в пользу 88 благотворительных фондов, и любая благотворительная организация, зарегистрированная в Москве, может стать участником проекта. Планируется введение рекуррентных платежей, на которые пользователи портала смогут подписаться через сервис.
Фото: Freepik.com
«Вносить изменения в государственные информационные системы — это сложный и длительный процесс, — говорит Павел Симаков. — Мы зовем коллег приходить в фонды, чтобы своими глазами увидеть, чем там занимаются и почему благотворительные платежи нужно поставить на разработку быстрее, чем сбор показаний счетчиков, хотя это тоже важно».
Пойти за хлебом и заодно помочь
Что любое место может быть использовано для объединения людей, поняли три года назад в торговой сети «Пятерочка».
«Согласно исследованиям, в Москве около 60% горожан не знают своих соседей. Нас эта цифра напугала, но мы подумали, что все эти незнакомые люди пересекаются в наших магазинах, — рассказывает Анна Гусейнова, руководитель социальных проектов направления устойчивого развития ТС “Пятерочка”. — Мы придумали, как превратить поход за молоком и хлебом в социальную активность».
Сейчас на базе обычных супермаркетов по всей стране существует более 1350 центров местных сообществ, где проходят культурные и благотворительные акции, встречи, мастер-классы и создается комьюнити неравнодушных людей.
Если жителю района неинтересны мероприятия, он может проявить активность, например, просто купив и положив фрукты в специальную корзинку, содержимое которой передается нуждающимся людям. «Такая простая ультралокальная спонтанная благотворительность очень востребована у горожан», — подчеркивает Анна Гусейнова.
Праздник своими руками
«Милосердие.ру» существует уже 20 лет. Это и СМИ, которое пишет о благотворительности, и инструмент прямой помощи — на сайте идет сбор пожертвований.
«Наша деятельность — это обыденность и рутина, — говорит Юлия Данилова, главный редактор портала “Милосердие.ру”. — Поэтому я подумала, что Москве не хватает какого-то большого предрождественского благотворительного праздника. Началось с идеи маленькой ярмарки, а потом снежок покатился и вырос в фестиваль».
Фестиваль «Звезда Рождества» шел в столице целый месяц. К нему присоединились 30 крупных партнеров, волонтеры и простые горожане. На нем смогли встретиться люди, которые вообще не пересекаются в других обстоятельствах, — люди искусства и социальные добровольцы, представители бизнеса и сестры милосердия. И для всех это был праздник и радость.
«Базовая потребность человека — чтобы в жизни были красота и радость. Этого в нашей городской среде часто не хватает. Мы увидели, как усилия людей аккумулируются вокруг украшения нашей жизни», — отмечает Юлия Данилова.
Фото: Freepik.com
Привычное дело с дополнительной опцией
В ноябре 2023 года в Щедрый вторник — международный ежегодный день благотворительности — щедрой стала целая улица в Москве. Несколько десятков заведений — от кофеен до маникюрных салонов — половину своей дневной выручки передали благотворительным организациям и проектам. Например, районный интернет-провайдер оплатил курсы дополнительного образования подросткам с низкими стартовыми возможностями, а 50% доходов точки быстрого питания «Шаверма по-московски» пошли приюту для собак.
«Мы не прикладывали каких-то сверхусилий, мы не готовили эту акцию, — говорит Алёна Арташева, директор по коммуникациям благотворительного фонда “Культура благотворительности”. — Мы пустили клич — и люди отозвались, а потом стали узнавать по сарафанному радио, приходить и спрашивать, как можно поучаствовать».
Щедрая улица в очередной раз показала, что бизнес и люди становятся все более открыты к подобным инициативам.
Несколько слов о городе будущего
Чтобы Москва продолжала развиваться как город больших благотворительных возможностей, по мнению тех, кто рассказал эти истории о меняющейся прямо сейчас столице, нужно и дальше:
- развивать местные сообщества и домовые чаты, в которых соседи могут совместно решать актуальные вопросы;
- создавать условия для личного, а не онлайн-общения;
- активно заниматься цифровизацией третьего сектора, чтобы он не отставал от остальных сфер современной жизни;
- делать видимыми проблемы и людей, которых общество часто не хочет замечать: бездомных, людей с инвалидностью, жителей ПНИ и т. п.;
- вовлекать тех, кто через 10–15 лет будут главными жителями города, то есть подрастающее поколение, в социальную деятельность;
- делать так, чтобы помогать друг другу было модно.