ESG, КСО, реализация инклюзивных программ — в последние годы бизнес много говорит о том, что должен становиться социально ответственным. Пока одни компании реализуют свои локальные программы, другие обращаются за поддержкой и советом некоммерческих организаций.
Сотрудничество НКО и бизнеса — win-win-подход, уверены эксперты. Компания может не только вписать проект в свой отчет, но и сделать вклад в решение социальной проблемы, с которой работает НКО-партнер.
Но по-настоящему успешным считается сотрудничество, которое удается перевести в импакт-проект. Особенность таких коллабораций не в разовом благом деле, а в долгосрочном и устойчивом партнерстве, благодаря которому удается менять общественные процессы.
Трудоустройство людей с особыми потребностями
Фонд «Даунсайд Ап» более 20 лет поддерживает семьи, в которых растут дети с синдромом Дауна. В 2016 году организация учредила еще один фонд — «Синдром любви». Он занимается фандрайзингом и просветительской работой.
Трудоустройство и занятость людей с синдромом Дауна — общемировая проблема. Найти для людей с таким диагнозом работу в отрыве от социума невозможно. Поэтому фонд старается сотрудничать с бизнес-компаниями, которые готовы предоставлять вакансии для сотрудников с особыми потребностями.
Например, летом 2023 года несколько молодых людей с синдромом Дауна, которые посещали занятия по профориентации в фонде «Даунсайд Ап», получили приглашение Московской школы управления «Сколково» проходить рабочую стажировку.
Одна из учениц, Эльвира Кладовикова, после практики была официально трудоустроена в школу «Сколково» на должность помощника специалиста по документообороту и архиву.
«Я не могу сказать, что трудоустройство людей с особыми потребностями — это затратная вещь. Это работает в долгосрочной перспективе. И мы стараемся нашим слушателям чаще рассказывать про эти инициативы», — говорит Александр Волошин, председатель совета директоров школы управления «Сколково».
Другой кейс сотрудничества с бизнесом — коллаборация фонда «Даунсайд Ап» и сети гериатрических центров «Опека». Подробнее об этом АСИ рассказывало в прошлом году.
Бизнес участвует и в других инициативах фонда. Например, организация приглашает корпоративные команды участвовать в своих спортивных мероприятиях. Многие соглашаются: такие события позволяют сплотить коллектив.
«Сейчас говорят: у бизнеса тяжелые времена. Но можно помогать, даже не вкладывая большие деньги. Например, участвовать в онлайн-акциях, в которые компании вовлекают своих сотрудников. Есть исследования, которые показывают, что людям проще помогать, когда их направляют», – говорит Анна Португалова, директор благотворительного фонда «Даунсайд Ап».
Фото: Chris Montgomery / Unsplash
Например, сейчас у фонда «Синдром любви» идет акция «Особенное варенье»: пользователи могут сделать пожертвование на «баночку варенья». Собранные деньги пойдут на помощь подопечным.
Интеллектуальное волонтерство
Фонд развития благотворительности «Друзья» помогает специалистам из сферы благотворительности получить дополнительные профессиональные навыки и становиться экспертами в своей сфере.
«До сих пор есть стереотип, что НКО — это про желание прибежать на помощь или пожертвовать собой. Если жить этими реакциями, то возникает выгорание и непонимание, как сделать помощь эффективной. Наша идея в том, что благотворительность — это профессия, для нее необходимо учиться и строить долгосрочные стратегии», — говорит Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья».
Чтобы сектор мог становиться профессиональнее, у фонда есть платформа интеллектуального волонтерства ProCharity и Московская школа профессиональной филантропии.
Как отмечает Баландина, платформа ProCharity — история про взаимовыгодное сотрудничество. Эксперты из бизнеса и других сфер могут приносить пользу своими знаниями и пополнить собственное портфолио, а НКО — получить качественно сделанную работу.
Сейчас на платформе зарегистрировано более 600 НКО. Прежде чем организация сможет оставлять задания и работать с волонтерами, у нее проверяют уставные документы, свидетельство о регистрации и отчеты. Так что волонтеры помогают только проверенным организациям, которые решают реальные социальные проблемы.
«HR-специалистам это тоже интересно, потому что волонтерство — это маркер мотивированности сотрудников. Бывает, что HR видит, что волонтер взял задание не из той сферы, в которой обычно занят. И после этого начинают разрабатывать новую карьерную траекторию», — говорит Мария Баландина.
Решение проблем бизнеса и общие интересы
В 2022 году НАФИ и Агентство стратегических инициатив провели исследование, посвященное формированию инклюзивной среды в России. Данные показали, что в среднем сфера услуг недополучает 4,8 млрд рублей в месяц из-за недостаточного уровня инклюзии в своих заведениях.
При этом, по данным исследователей, 61% российских предпринимателей подтвердили, что их клиенты с инвалидностью тратят столько же денег на покупку товаров или услуг, сколько и люди без особенностей здоровья.
Фото: Karl Fredrickson / Unsplash
Итогом этого исследования стал сайт «Открыто для всех». Задача проекта — сделать так, чтобы бизнесу было удобно и интересно становиться инклюзивнее.
«Меня всегда беспокоило, когда приходят люди и говорят: “Бизнес, будь инклюзивным! Мы же мир спасаем”. Но инклюзия — это и про уважение к позиции другого человека. С этого все начинается. И бизнесу не надо спасать мир — ему нужно получать прибыль. Поэтому надо говорить на их языке», — говорит Александр Семин, консультант по стратегическому креативу и коммуникациям, креативный директор What if Semin? — агентства идей и смыслов.
Успешное сотрудничество НКО и бизнеса во многом строится на общих интересах, продолжает эксперт.
Например, слоган фонда «Вера» — «Жизнь на всю оставшуюся жизнь». Эту же идею организация продвигает при работе с партнерами из бизнеса. Компании могут присоединиться к помощи тяжелобольным людям и хосписам, поддержать конкретный проект или фонд в целом.
«Сказанное должно превращаться в “добрую креативную рамку”. Если ты издаешь книги, ты бы хотел, чтобы твоя книга была с человеком всю оставшуюся жизнь? Если ты делаешь букеты, неужели ты не хочешь, чтобы они были с человеком до конца? Это и есть настоящая ценность для бизнеса», — заключает Александр Семин.
Материал подготовлен по итогам секции «ESG и социальные инициативы компаний», которая прошла 3 апреля во время встречи экспертного сообщества «Благотворительность и социальные инициативы как образ жизни». Мероприятие организовал издательский дом «Коммерсантъ».