В феврале 2024 года депутат Госдумы Михаил Матвеев озвучил проблему обучения детей мигрантов в школах и предложил ввести для них обязательный экзамен по русскому языку.
Свои предложения он направил в администрацию президента, правительство и другие ведомства. В частности, он посчитал нужным отказывать детям в приеме в школу, если они не владеют русским языком «в достаточной мере».
«Нельзя перекладывать их проблемы на российские школы, парализуя их наплывом мигрантов. И дать безусловное право директорам отчислять иностранцев за плохое поведение и агрессию», — писал в своем телеграм-канале Михаил Матвеев.
О похожих проблемах на встрече с президентом говорил Геннадий Зюганов, руководитель фракции КПРФ в Госдуме.
«Приехали ребята из Средней Азии — русский язык не знают. Учительница первого класса говорит: эти — хорошо, хоть во второй класс переводи, а эти по-русски не говорят, ни те ни другие не в состоянии учиться. Нам надо продумать меры», — отметил политик.
Почти спустя месяц Матвеев получил ответ Министерства просвещения. В ведомстве ответили, что вступительный экзамен на знание русского языка для детей мигрантов в школах приведет к ограничению их прав и нарушению принципа равных условий приема для всех поступающих, закрепленных в Конституции РФ.
Фото: Sigmund / Unsplash
В министерстве добавили, что ведут «системную работу по социальной, культурной и языковой адаптации» детей иностранцев. В частности, в учебный план могут добавлять дополнительные дисциплины по изучению русского языка.
АСИ обратилось к комитету «Гражданское содействие» (признан иноагентом), который помогает беженцам и мигрантам, чтобы разобраться, как можно организовать обучение иностранцев в России.
Адаптивные классы вместо отсеивающего экзамена
Статья 43 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на образование». Экзамен, который предлагал ввести Матвеев, нарушал бы это право, поскольку позволял бы отказывать части детей в доступе к образованию, говорит Софья Исмаилова, координатор программы «Доступ к образованию» комитета «Гражданское содействие».
«Другой вопрос, если бы мы говорили об экзамене для определения уровня владения русским языком. Ребенка бы все равно брали в школу, а на основе результатов экзамена принимали решение, готов ли он сразу учиться в общем классе или ему нужно дополнительно изучать русский как иностранный», — добавляет Софья.
В комитете поддерживают создание адаптационных классов: в них дети иностранцев могли бы изучать русский язык как иностранный и проходить основные предметы школьной программы, а уже потом — вливаться в общий класс.
При этом на уроки физкультуры или ИЗО (где знание русского языка не так критично) дети иностранцев могли бы ходить вместе с другими классами. Это позволило бы школьникам быстрее социализироваться и выстраивать контакты со сверстниками. Когда уровень владения русским языком повысится, дети смогут перейти в общий класс по всем предметам.
Такой опыт в России уже есть: например, адаптационный класс несколько лет назад открыли в школе № 33 поселка Аэропорт в Волгограде. В учебный план школы был введен специальный предмет «Учу русский язык». К концу года все школьники научились читать и правильно произносить звуки.
«В целях оптимизации можно создать такие классы, объединяющие несколько школ, чтобы не выделять отдельный класс под несколько детей-инофонов», — отмечают в комитете.
Роль учителя
Сложность в том, что бесплатных государственных общедоступных курсов по изучению русского языка как иностранного для мигрантов нет. Есть платные курсы, благотворительные инициативы, но это — частные случаи, говорят в комитете.
«Это капля в море, они не могут закрыть потребность. Системно проблема недостаточного владения русским языком для интеграции в наше общество не решается», — говорит координатор программы «Доступ к образованию».
Фото: CDC / Unsplash
Но даже если в школе есть учитель, владеющий РКИ, на него может ложиться чрезмерная нагрузка. Например, если в классе очень много детей иностранцев, учителю будет сложно. К каждому ученику нужен свой уникальный подход.
«Мы можем привести пример московского района Люблино, который и так густонаселен, так еще там живет много иностранных граждан. Наложились сразу две проблемы: из-за безответственной градостроительной политики бурным темпами строится дешевое жилье, а школ и детских садов не хватает.
Из-за этого существующие школы перегружены, классы слишком большие, образовательный процесс страдает. Эта проблема должна решаться также системно, нельзя сваливать вину на детей, которые недостаточно хорошо говорят по-русски», — говорит Софья Исмаилова.
В чем сложность получения образования для детей иностранцев?
Проблемы с языком — не единственные. Часто беженцы сталкиваются с тем, что в целом не могут устроить ребенка в школу из-за отсутствия регистрации. Это незаконно, но такая практика есть, говорят в комитете.
«Формальные причины для отказа — это отсутствие свободных мест или предоставление неполного пакета документов. При этом проверить наличие или отсутствие мест в школе невозможно, так как эта информация не обновляется регулярно.
Даже если мест нет, местный орган управления в сфере образования по закону должен предоставить альтернативу, но это тоже чаще всего не происходит», — говорит Софья Исмаилова.
В комитете считают, что требование регистрации детей при устройстве их в школу должно быть отменено, поскольку это незаконная практика.
А еще — проблему со школами нужно начинать решать еще раньше, на этапе приема детей в детский сад. Чем раньше ребенок попадет в общество других детей, тем легче ему будет изучить язык, а значит — без проблем влиться в класс.