В медиацентре «АСИ-Благосфера» поговорили о том, зачем нужен аутсорсинг в НКО. Онлайн-встречу назвали «Аутсорсинговые услуги для НКО в сфере коммуникаций».
Что такое аутсорсинг?
Аутсорсинг в НКО — это передача непрофильных функций некоммерческой организации другим людям или организациям. Например, если в вашей организации нет пиарщика и никто из ваших сотрудников не может взять на себя его обязанности, вы можете обратиться в аутсорсинговое агентство.
Если некоммерческая организация не справляется с какой-либо работой, например, имеет сложности с построением стратегии, всегда есть возможность обратиться к более опытным специалистам, которые на аутсорсе помогут решить все проблемы.
Вот несколько из них. АСИ разделило их по задачам — на случай если читатели ищут аутсорс-специалистов.
Во главе угла — коммуникации
Для третьего сектора так же, как и для коммерческих компаний, ключевое значение играет узнаваемость бренда и доверие к нему, считает Виталий Самолет, руководитель Центра социальных коммуникаций Social Effect.
Центр социальных коммуникаций Social Effect специализируется на работе с НКО, помогая разрабатывать стратегии и сопровождать их реализацию, создавать сайты и развивать соцсети.
Правильно выстроенные коммуникации повышают медийность организации, увеличивают сборы и доверие аудитории, помогают привлекать партнеров.
«Специфика у НКО существенная. И чтобы в ней разбираться, нужно знать о всех нюансах и подводных камнях, иметь опыт», — говорит Самолет.
Как центр работает со СМИ:
- Планирует инфоповоды и PR-активности;
- Выстраивает отношения с журналистами;
- Пишет и распространяет пресс-релизы;
- Проводит пресс-мероприятия;
- Организует интервью, комментарии, колонки;
- Реализует спецпроекты;
- Привлекает информационных партнеров;
- Улучшает цифровую репутацию.
Иными словами, центр берет на себя функцию внешней пресс-службы организации или же существенно усиливает уже имеющуюся, предоставляя помощь компетентных специалистов с опытом работы в некоммерческих организациях.
При этом центр помогает извлекать дополнительные ресурсы и из соцсетей, еще одного важного источника коммуникации. Так, специалисты настраивают таргетированную рекламу, создают структуру контента, анализируют и меняют уже существующий подход к соцсетям.
НКО и бизнес: точки соприкосновения
Анастасия Перкина и Анастасия Никулина, основательницы бюро гуманитарного пиара hug&cry («Обнять и плакать»), уверены, что стратегия — это важно, но главный акцент все же делают на стыковку бизнеса и НКО.
Бюро гуманитарного пиара hug&cry пишет про коммуникации для НКО и бизнеса и помогает их наладить.
«У бизнеса, в особенности у большого, есть свои мощности (в том числе публичность), часть из которых могут доставаться НКО. Это наша первая прикладная задача — уметь передавать эти мощности. Вторая задача, наоборот, направлена на бизнес — на построение социальной ответственности и внедрение ответственной повестки в коммуникацию. Таким образом оба участника получают выгоду: хорошие ресурсы, охваты и инфоповоды», — объяснила Никулина.
Контент, контент и еще раз контент
Справочное бюро для медиа с 2018 года создает социально значимый контент для НКО, бизнеса, авторских и издательских проектов.
Бюро помогает воплощать идеи и облекать их в слова и новые проекты. Команда уже реализовала более 25 проектов под ключ.
В работу бюро входят формулирование ценностей проекта и наполнение его актуальными смыслами, которые позволят корпоративному или личному бренду выделиться и зазвучать.
Основательница и креативный продюсер Наталья Чернова рассказала, что основной фокус контента, который создает бюро, — человек. Среди тем, на которые говорят в бюро: женская повестка, семья и дети, образование, регионы России, социальные вопросы, забота и поддержка, предпринимательство.
Форматы, в которых эти темы исследуются:
- подкасты;
- спецпроекты;
- книги;
- идеи;
- соцсети;
- блоги;
- продвижение.
Качественный social impact
Тарас Скулов, диджитал-директор группы компаний Philin Philgood, считает, что аутсорсинг — это лучшее, что может произойти с НКО.
Миссия компаний — повышать качество социально значимых проектов. «Наша задача — чтобы в совместной работе НКО и бизнеса слово ”партнерство” не было формальным. Мы выстраиваем проектные стратегии и деятельность с целью синергии интересов бизнеса и благотворительности. Ведь именно так партнерства будут долгосрочными, а social impact — значительным», — говорится на сайте Philin Philgood.
Группа компаний разделяет обязанности и зоны ответственности, объяснил Скулов.
Так, Philin оказывает благотворительным фондам и другим НКО услуги бухгалтерского, юридического и кадрового сопровождения, выстраивает систему управления рисками, а также имеет большой опыт разработки специализированных IT-решений для некоммерческого сектора.
А основные направления деятельности Philgood — стратегия, фандрайзинг, коммуникации, диджитал и ивенты.
Кто может стать клиентом аутсорсинговых бюро?
Виталий Самолет отметил, что обратиться за помощью могут не только лидеры рейтингов среди НКО, но и организации с небольшим бюджетом. Главное — осознанно подготовить запрос, а также быть готовым к тому, что услуги аутсорсинговых агентств — платные.
«Дело в том, что наш третий сектор привык к тому, что все дается либо бесплатно, либо за небольшие деньги. И это основной тормоз НКО», — считает Самолет.
Тарас Скулов же считает, что некоммерческим организациям — даже самым небольшим — не стоит стесняться обращаться в аутсорсинговые компании, поскольку узнать плату за услугу не стоит никаких средств.
«Если цена вас не устроила, это не значит, что аутсорс — это плохой инструмент. Не забывайте, что аутсорс бывает pro bono. А еще студенты часто готовы работать просто для портфолио», — говорит Тарас.
Анастасия Никулина отметила, что многие организации третьего сектора имеют множество страхов и предубеждений по поводу аутсорсинговых агентств.
«Руководитель российской НКО не мыслит категориями “кому из профессионалов я могу делегировать часть обязанностей моих сотрудников?”.
На сегодняшний день с нами работает только небольшое число фондов. И то лишь благодаря тому, что внутри них есть классные пиарщики с хорошим социальным капиталом», — говорит Никулина.
Встречи медиаклуба «АСИ-Благосфера» проводятся в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ-Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов — медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.