В Минюсте России состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по вопросу совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере деятельности некоммерческих организаций.
На заседании обсуждались вопросы синхронизации законодательства об НКО и Гражданского кодекса РФ, уточнения понятийного аппарата в этой сфере, введения единой формы отчетности НКО.
Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с Ольгой Шумбуровой, исполнительным директором Ассоциации «Юристы за гражданское общество», чтобы выяснить подробности встречи.
Баланс законов
Одна из первоочередных задач рабочей группы Минюста — привести отраслевое законодательство об НКО в соответствие с Гражданским кодексом РФ, чтобы они не конфликтовали друг с другом.
«Сейчас между законодательством об НКО и Гражданским кодексом РФ есть существенные различия. Причем изменения в ГК РФ были внесены еще 10 лет назад, то есть вопрос назрел очень давно.
Хочу отметить, что Минюст действительно проделал большую работу, внимательно изучил все вопросы и представил свои предложения, которые мы обсудили. Конечно, у ОП РФ есть дополнения, и, как всегда, будем все вопросы решать в диалоге — в дальнейшем, когда появится окончательный вариант этих предложений, мы их обсудим на площадке ОП РФ», — поделилась Елена Тополева, директор АСИ и председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора.
Шумбурова прокомментировала, что в работе по приведению законов к балансу есть существенные подвижки, поскольку уже появились первая редакция законопроекта и подготовленная сравнительная таблица действующих и проектируемых редакций федеральных законов о некоммерческих организациях и об общественных объединениях, которые свидетельствуют о том, что два этих закона будут приведены в соответствие с ГК РФ. Однако, добавила Ольга, никакие даты пока не озвучивались — до этого еще должен пройти этап доработки и обсуждения.
Сама Шумбурова как юрист в своем выступлении поделилась с рабочей группой мыслями о том, в каких направлениях целесообразно поработать над законопроектом о приведении в соответствие двух законов с ГК РФ.
А в чем разница?
Профильная комиссия ОП РФ также тщательно исследует вопрос более четкого урегулирования понятий «предпринимательская деятельность НКО» и «приносящая доход деятельность НКО».
Дело в том, что сегодня оба понятия существуют и в законодательстве об НКО, и в ГК РФ, но разница между ними практически не обозначена. Как результат НКО не могут понять, где заканчивается деятельность, приносящая доход, и начинается предпринимательская деятельность. Даже для контролирующих органов различие не всегда очевидно.
«Это разделение фактически произошло еще в 2014 году, когда в ГК были внесены изменения и по общему правилу для некоммерческих организаций термин ”приносящая доход деятельность” стал использоваться вместо термина ”предприниматель”.
Термин ”предпринимательская деятельность” сохранился в ГК для автономных некоммерческих организаций, но АНО могут предпринимательскую деятельность осуществлять только через коммерческую организацию. В принципе позиция Минюста понятна, она соответствует действующим нормам, более того, учитывает и концепцию развития гражданского законодательства, которая была одобрена еще в 2009 году и в соответствии с которой в 2014 году изменился Гражданский кодекс», — говорит Шумбурова и добавляет, что возникающие вопросы будут дополнительно изучаться.
Единство
На заседании Тополева напомнила, что недавно закончился эксперимент по тестированию новой формы отчетности, разработанной Минюстом России. Размещенная на сайте министерства форма предполагает электронное, то есть полностью безбумажное заполнение. Участие в эксперименте приняли множество организаций.
«Форма будет единой для разных типов организаций, то есть синхронизирует эту отчетность. Конечно, еще есть технические неполадки, не все прошло гладко, но на то он и эксперимент. Коллеги оперативно устраняют неполадки и прислушиваются к предложениям НКО. Мы надеемся, что уже скоро будет принят соответствующий закон, как раз предполагающий введение этой формы отчетности в новом формате», — поделилась Елена.
Тополева также выразила надежду, что уже в следующем году единая форма отчетности перейдет в ту стадию, когда у организаций появится свой личный кабинет, а данные, загруженные ими однажды, продолжат обновляться автоматически.
Исчезнувшие
Участники заседания затронули тему пониженного тарифа страховых взносов для определенных категорий НКО: в разработанном недавно Минфином России законопроекте, касающемся продления пониженных тарифов, почему-то не учли благотворительные организации. Иными словами, они были просто удалены из текста документа. Тополева заявила, что для Общественной палаты и третьего сектора это «больной вопрос».
В целом работу над законодательством об НКО и снижении бюрократических проволочек Ольга называет плодотворной.
«Нужно сказать, что определенный позитивный эффект от проводимой работы уже ощущается, поскольку ряд изменений были уже внесены в законодательство. Очень отрадно, что эта работа продолжается», — подытожила Шумбурова.