Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Ирина Мирошникова поделилась историей выпускника 9-го класса, который обратился к ней за помощью. В своем годовом отчете детский омбудсмен рассказала, что подросток с инвалидностью успешно закончил 9 классов на домашнем обучении и хотел поступить в 10-й.
Семья школьника обратилась в управление образования с просьбой дальнейшего домашнего обучения. Но там им отказали, сославшись на то, что полученного образования подростку достаточно и перспектив для продолжения обучения после окончания 11 классов у него нет. А в среднее профессиональное образовательное учреждение он может поступить и после 9-го класса.
Родителям школьника пришлось пойти на личный прием к местному детскому омбудсмену, чтобы прояснить ситуацию.
«Мы побеседовали со специалистом управления образования. На вопрос о возможности продолжения подростком обучения был получен ответ, что законных оснований для отказа в просьбе нет, несовершеннолетний может быть зачислен на обучение в 10-й класс по индивидуальной программе согласно заключению ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия. — Прим. АСИ)», — говорится в отчете Ирины Мирошниковой.
Для перехода в 10-й класс необходимо было только обновить заключение ПМПК, которое действительно до окончания 9-го класса. Сейчас подросток продолжает учиться в образовательной школе. Права ребенка на образование восстановлены.
По словам детского уполномоченного, иногда складывается ощущение, что нарушение прав детей допускается чиновниками «из-за нежелания вникать в проблемы, искать пути их решения в соответствии с законодательством, а также доступно разъяснять гражданам их права».
Согласно статистике за прошлый год, из 23 обращений в аппарат в 14 случаях было установлено нарушение прав несовершеннолетних.
«Вообще, к нам в месяц по статистике обращаются 15–20 семей с вопросами, как раз связанными с ущемлением прав детей в сфере образования. Хотя федеральный закон об образовании у нас един. В регионе нет каких-то дополнительных нормативных актов, которые бы уточняли некоторые моменты. А наши специалисты в области образования действительно не погружаются во все нормы данного закона», — поделилась руководитель РО ВОРДИ Красноярского края Наталья Марьяшина.
По мнению эксперта, для перехода в 10-й класс заключение ПМПК по закону родители могут не предоставлять. Школа должна принять ребенка, собрав комиссию, которая определит индивидуальную программу обучения.
«Но у нас не только отказываются принимать детей с инвалидностью в 10–11-й классы в обычных школах, но и в то же время отказывают в пролонгировании программ обучения в школах для детей с ментальными особенностями. Мы, со своей стороны, уже тоже написали обращения в комитет об образовании, чтобы дали возможность детям продолжить учиться в старших классах», — подчеркнула Наталья Марьяшина.