В 2023 году в России вступил в силу новый закон, регулирующий перевозку пассажиров и багажа в такси. В нем прописано, что иностранные граждане не могут заниматься перевозками без патента и других необходимых документов.
При этом, по оценке председателя московского профсоюза таксистов «Добро» Николая Кодолова, около 40–50% водителей такси в России — мигранты.
В то же время власти регионов тоже вводят дополнительные ограничения на работу иностранных специалистов. Уже более десятка российских регионов запретили мигрантам работать в такси: среди них Новосибирская, Тульская, Калужская и другие области.
А 6 марта похожий запрет ввело правительство Липецкой области. В правительстве отмечают, что в будущем привлечение мигрантов могут ограничить и в других отраслях.
Почему вводят эти ограничения?
В апреле 2024 года запрет на работу иностранных граждан в такси приняли в Камчатском крае. Постановление вступит в силу к концу весны и будет распространяться на иностранцев, которые работают по патентам на Камчатке.
«К сожалению, зачастую незаконные мигранты, которые совершают различные преступления в регионе, заняты в такси. Считаю, что принятая мера и ужесточение миграционной политики в целом позволят сделать рынок в сфере пассажирских перевозок на легковом такси более безопасным», — писал в своем телеграм-канале Владимир Солодов, губернатор Камчатского края.
В то же время весной 2024 года Владимир Путин поручил «кардинально обновить» подходы к миграционной политике. Президент отметил, что особое внимание МВД необходимо уделить борьбе с экстремизмом, пресечению незаконной миграции, обеспечению общественного порядка и нейтрализации организованной преступности.
Официальный представитель МВД Ирина Волк весной также сообщила, что ведомство внесло в правительство на обсуждение комплексный законопроект, которым предлагается усилить контроль над въездом и пребыванием иностранных граждан в России.
«В рамках ужесточения миграционной политики в такси, где водитель и пассажир находятся один на один, тем более в ночное время, допускать мигрантов не стоит. А вот нанимать их на стройку или в курьерскую доставку вполне допустимо», — комментировала СМИ Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси.
Может ли Россия отказаться от иностранных таксистов?
Чтобы узнать, как такие меры могут повлиять на работу трудовых мигрантов, АСИ связалось с благотворительным фондом «Саховат». Организация работает в сфере улучшения социально-экономического положения трудовых мигрантов из Узбекистана и членов их семей в Российской Федерации.
Как отмечает Бахром Исмаилов, исполнительный директор фонда «Саховат», такие ограничения вводятся не только против трудовых мигрантов. Они могут сильно повлиять на граждан России в части их прав на доступ к недорогим услугам.
«Труд иностранных граждан позволяет получить продукт или услугу с достаточно демократичной ценой. Речь идет как об услугах в сфере такси и перевозок, так и о доставках, клининге, строительстве и других сферах.
Фото: Sergey Tarasov / Unsplash
Обычно мигранты работают в сферах с невысокой добавленной стоимостью, где оплата их труда ниже, чем оплата труда россиян. Соответственно, в первую очередь пострадает сегмент дешевых услуг», — говорит Бахром Исмаилов.
Если трудовые мигранты больше не смогут работать в этих сферах, то и цена услуг вырастет. Такого же мнения придерживается и председатель московского профсоюза таксистов «Добро». По его словам, если Россию разом покинут все трудовые мигранты, то дефицит таксистов достигнет 10–20%. А это приведет к повышению цен и времени ожидания.
«Мигранты на какое-то время могут остаться безработными, но мировая экономика нуждается в дешевом линейном персонале. Мигранты, которые не смогут трудоустроиться в России, поедут в другие страны. Спрос на дешевую рабочую силу в мире только растет», — говорит исполнительный директор фонда «Саховат».
А что насчет безопасности?
Как отмечает Бахром Исмаилов, пока нет ни одного официального и научно подтвержденного исследования, которое доказывало бы, что мигранты в такси совершают больше аварий на дороге по сравнению с другими или их услуги по перевозкам более рискованные.
«Это примерно как с преступностью мигрантов. Многие пишут про преступления иностранных граждан в России, но при этом статистика показывает, что преступность мигрантов составляет около 2% от всех раскрытых преступлений», — приводит аналогию исполнительный директор фонда «Саховат».
В 2020 году МВД опубликовало рейтинг виновных в ДТП иностранцев, но в нем не учитывались данные об авариях, виновниками которых были жители России. При этом в целом таксисты попадают в аварии в семь раз чаще обычных водителей.
«Так что я считаю, что обсуждаемые выше меры не сделают сферу услуг более безопасной, а сделают ее просто дорогой», — заключает Исмаилов.