Чем занимаются социальные предприниматели Подмосковья, АСИ узнало во время пресс-тура, организованного фондом «Наше будущее».
Московская область — лидер среди регионов России по количеству социальных предприятий. За 2023 год прирост таких предприятий составил 25%, а количество организаций увеличилось до 1005. Разнообразие деятельности социальных предпринимателей впечатляет: здесь и зарядка для мозга, и обучение в школе разведчиков, и музей практически утраченного предмета гардероба, и производство мыла по старинным рецептам.
Балашиха: «5 уровень», «Школа разведчиков» и форум «Капуста»
Сергей Просветов — основатель сети семейно-развлекательных лазертаг-клубов «5 уровень» и туристическо-спортивного лагеря «Школа разведчиков». «5 уровень» — это креативное пространство с лазертаг-аренами и большим количеством программ досуга для детей и взрослых. Здесь можно отметить выпускной, день рождения, Масленицу, Новый год и другие праздники, а еще — участвовать в играх на командообразование, брейн-рингах, танцевать на дискотеках, наблюдать химическое и электрическое шоу.
«Наша специализация — детский отдых и досуг. Мы активно работаем со школами, проводим интеллектуально-досуговые мероприятия для детей на сплочение, приглашаем на викторины. Мы сами пишем сценарии, шьем костюмы, делаем реквизит, то есть все для того, чтобы детям было интересно», — говорит Сергей Просветов.
Еще один проект Сергея — лагерь «Школа разведчиков» для детей от шести до 14 лет. Под руководством инструкторов дети учатся с помощью огнива разжигать в лесу костер, вязать туристические узлы, оказывать первую помощь, преодолевать препятствия, добывать воду, а также реагировать на критические ситуации. За восемь лет работы лагерь посетили несколько тысяч детей.
«”Школа разведчиков” — это лагерь дневного пребывания, который мы проводим в каникулярное время. Дети приобретают не только друзей, но и полезные туристическо-спортивные знания. Лагерь — это походы в лес, веревочный парк, уроки выживания, мастер-классы, песни под гитару. С нами ребята вырастают, многие ходят по пять-шесть лет подряд. Аккумулируя знания за несколько лет, они смогут вывести других людей из леса, если возникнет необходимость. Кроме того, мы подписали соглашение с Ногинским лесничеством. Теперь вдобавок мы будем как волонтеры присматривать за лесом», — рассказывает Сергей Просветов.
По словам предпринимателя, вся его деятельность направлена на физическое развитие детей, ведь, по данным ВОЗ, 80% подростков ведут недостаточно подвижный образ жизни. Также Сергей — основатель форума «Капуста» — мероприятия для обмена знаниями, опытом и лучшими практиками в области социального предпринимательства и СО НКО.
«Мы хотим развивать бизнес-капустники по муниципалитетам Московской области. В каждом муниципалитете есть сообщество социальных предпринимателей, но оно разрозненно, не объединено. Хотелось бы через такие мероприятия сформировать комьюнити, которое могло бы продвигать свои инициативы на местах, говорить о болях социального предпринимательства, формулировать предложения по развитию отрасли», — говорит Сергей Просветов.
В 2017 году Сергей получил статус социального предпринимателя (СП), что позволило ему воспользоваться консультационной, образовательной, информационной и финансовой поддержкой, в том числе беспроцентным займом фонда «Наше будущее» на развитие бизнеса.
«В нашем понимании социальные предприниматели — это люди, бизнес которых имеет социально преобразующий эффект. И мы как раз таковыми являемся. И сейчас мы ведем дискуссии с представителями органов власти разных уровней о законодательных инициативах, которые у нас есть. Например, есть предложение организовать отдельную систему налогообложения, которая даст преференции соцпредпринимателям не только на снижение налога на доход, но и на страховые взносы. СП — человекоемкая отрасль. В нашей стране есть прецедент — сфера IT, на которую было направлено большое количество преференций. Мы бы хотели отстоять их возможность и для СП. Это было бы большим стимулом, чтобы наша отрасль развивалась более активно», — говорит социальный предприниматель.
Электросталь: семейный центр «Улей» и занятия нейрофитнесом
Социальный предприниматель Ольга Белякова в прошлом — учитель истории и обществознания, директор общеобразовательной школы. Ольга признается, что постоянно учится чему-то новому. Так несколько лет назад она получила дефектологическое образование. В 2020 году Ольга Белякова решила открыть семейный центр — место, где дети могут проводить время под руководством педагогов, а родители — заниматься своими делами.
«В ноябре 2022 года я пришла на обучение в Школу социального предпринимательства от фонда ”Наше будущее”. До этого мне казалось, что раз я уже поработала директором, то все знаю. Но муниципальные учреждения и предпринимательство — это совершенно два разных мира. Буквально за год до этой школы я растратила все накопления, какие у меня были. Этот опыт был нужен, чтобы понять, что я двигаюсь куда-то не туда», — вспоминает Ольга Белякова.
Благодаря полученным знаниям предпринимательница смогла посчитать емкость помещения, стоимость услуг, оплату труда коллег, сформулировать образ целевой аудитории, а также увидеть направления работы центра и построить его финансовую модель.
Центр «Улей» предлагает 13 направлений услуг, включая группу кратковременного пребывания детей от двух до семи лет, услугу «няня на час», занятия в формате «мама и малыш» для детей от года до трех лет, индивидуальные занятия с логопедом, мастерскую по пошиву кукол, подготовку к школе и ЕГЭ и прочее.
Одно из новых направлений работы — нейрофитнес. Это комплекс упражнений для улучшения работы мозга, благодаря которым развивается межполушарное взаимодействие, улучшаются когнитивные и ментальные функции. Упражнения под силу каждому, а дети воспринимают их как игру и развлечение. Например: попробуйте подбросить мяч правой рукой, а поймать левой. Или одновременно катать ладонью правой руки мяч взад-вперед, а левой ладонью — вправо-влево. Получилось? Если нет, то результат увидите спустя несколько тренировок.
Еще один нейротренажер в арсенале работы центра — это доска-балансир, которая помогает развивать вестибулярный аппарат.
«Неслучайно я вышла на эти направления работы. У самой в семье случились проблемы со здоровьем — слег с инсультом муж. В этой ситуации я задумалась, как можно укрепить здоровье. Современные реабилитологи рекомендуют балансир и нейрофитнес. Эти упражнения работают на укрепление мышечного корсета, улучшение памяти, внимания, концентрации, вестибулярного аппарата. С помощью таких упражнений можно даже математику в школе подтянуть. Межполушарное взаимодействие влияет на все, что мы делаем», — говорит Ольга Белякова.
Регулярно занятия в центре посещают от 80 до 100 человек. Из них около 10% детей с особенными потребностями.
«Когда к нам приводят детей, если сам родитель не завел разговор об особенностях ребенка, принимаем ли мы таких детей, мы этот вопрос вообще не поднимаем. Мы берем, и все. Единственное наше требование – без симптомов простуды, инфекционных заболеваний, признаков агрессии. В каждой группе есть один-два ребенка с какими-то отклонениями от нормы. Если хотя бы один ребенок в группе с ОВЗ, то тогда выходят два педагога, а больше пяти детей в группе не будет. Моя принципиальная позиция, что все должно быть во благо тем, кто сюда приходит. Это развитие, а не пребывание во вред», — говорит Ольга Белякова.
Коломна: шелковая фабрика и фата канаватная
Наталья Никитина, основатель АНО «Коломенский посад», занимается восстановлением и развитием Коломны через культуру и туризм вот уже 15 лет. На сегодняшний день музейно-творческий кластер насчитывает шесть музеев, три гастрономических объекта и три производства (пастильное, картонажное и калачное).
За время развития музейно-творческого кластера туристический поток в Коломну увеличился в 45 раз. Центр стал победителем конкурса «Социальный предприниматель», дважды лауреатом премии фонда «Наше будущее» «Импульс добра» — в 2013 и 2015 годах, а также выиграл порядка десяти грантов.
В настоящее время в стадии развития находится новый проект «Коломенского посада» — «Шелковая фабрика». Причем именно в том здании, где в XIX веке располагалась ткацкая фабрика купцов Бабаевых.
По словам Натальи Никитиной, на рубеже XVIII–XIX веков Коломна считалась «русским Лионом», центром «шелковой моды»: на территории города работало пять шелковых фабрик полного цикла. Предпринимательница надеется вернуть городу утраченный бренд.
«Мы вдохновились примером музея в Нидерландах в городе Тилбург. Там работает текстильный музей-лаборатория. Это старая музейная фабрика, которая сейчас не функционирует, но ее цеха и станки сохранились. Туристам там рассказывают об истории ткачества города, а на конкурсной основе туда приезжают художники со всего мира. Главная отличительная особенность, которую художники используют в своих работах, — это инновации. Это могут быть нанонити, новое плетение, добавление в ткань веществ, которые придают ей особые свойства», — рассказывает Наталья Никитина.
Никитина говорит, что видела во время экскурсии ткань, которая сама реагирует на угол падения солнечного света и поворачивается таким образом, чтобы затенять комнату. Еще один заинтересовавший ее предмет — скатерть, при поднесении к ней лампы возникает иллюзия, что по столу плавает рыба.
Воссозданная в Коломне шелковая фабрика включает в себя творческий коворкинг, выставочный зал и зарождающийся музей с открытым производством. Скоро здесь появятся станки, один из них должны привезти из Италии и обсуждается возможность передачи второго в дар от Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина.
В 2023 году фабрика реализовала проект «Из тряпья золото», который включал конкурс на участие в творческих мастерских, десять проектных лабораторий, конкурс творческих проектов по итогам образовательных событий и выставку прототипов художественных изделий и объектов. 75 художников, дизайнеров и ремесленников со всей России переосмыслили и интерпретировали наследие коломенского шелкоткачества. Лучшие работы участников до 12 мая можно посмотреть на выставке в пространстве музея. Это оригинальные предметы одежды из шелка, авторские изделия домашнего декора, художественные композиции и арт-объекты.
В XIX веке в Коломне также производили фату канаватную — так называли большую длинную шаль, которая надевалась поверх кокошника. Коломенские купцы подсмотрели в Сирии такой предмет туалета, но посчитали, что там дорого его покупать, и начали производство в Коломне.
Считается, что оригинальной фаты, произведенной в Канавате, городке недалеко от Дамаска, не сохранилось ни в одной коллекции в мире. То есть существуют только повторы из Коломны, которые хранятся в Эрмитаже, в Русском музее. Искусствовед, исследователь народного костюма, художник Андрей Боровский помог найти и приобрести три экспоната фаты канаватной для коллекции музея «Шелковой фабрики».
«Андрей однажды сообщил нам, что в Нью-Йорке на аукцион выставлена фата канаватная, ее можно купить, она стоит десять тысяч долларов. Пока мы искали возможность это сделать, ее приобрела русская женщина, которая живет в Италии. Чуть позже на аукционе появилась еще одна, из Финляндии, в более плохом состоянии, с утратами, следами бытования, но ее мы купили, не раздумывая, из своих оборотных средств. И в начале февраля 2022 года мы успели ее привезти из Америки. Архитекторы спроектировали витрину, чтобы выставить фату на всеобщее обозрение. Этой фате двести лет», — рассказывает Наталья Никитина.
Коломна: «Душистыя радости» и ароматы ушедшей эпохи
Дизайнеры Марина Волкова и Наталья Бакушина в 2010 году впервые посетили Коломну и так были ею очарованы, что решили открыть здесь свое предприятие — мануфактуру «Душистыя радости». Идея проекта заключалась в возрождении мыловаренного промысла в Коломне, но главная цель — открытие музея по истории парфюмерии и мыловарения в России рубежа XIX–ХХ веков.
«Мы дизайнеры, которые просто захотели изменить свою жизнь. Переезжая с объекта на объект, со стройки на стройку, мы поняли, что здесь, в Коломне, люди живут как-то иначе. Исторические костюмы, сказочная атмосфера, ушедшая эпоха… Многие думают, что тогда, в XIX веке, все, что производили, было примитивно. А мы увидели, что люди жили в красоте. На разных барахолках и аукционах мы ищем и изучаем разные экспонаты, нам хочется это собрать, сохранить и рассказать нашему поколению, как все тогда было», — говорит Наталья Бакушина.
Музей «Душистыя радости» располагается в Коломне на улице Зайцева, дом 18. Именно на этой улице находились красные торговые ряды, где купец Григорий Иванович Суранов имел свою торговую лавку по продаже мыла. До открытия музея это здание, по оценкам экспертов, считалось руинированным в четвертой степени. Но Марина с Натальей не побоялись взяться за его реставрацию.
«Когда мы впервые сюда пришли, мы подняли глаза и увидели небо… Здесь были стены, но не было перекрытий, окон, был частично разрушен фундамент. Нам не было страшно, потому что в последние годы мы занимались дизайном интерьера и сделали многие объекты. Стройка не страшила. Кроме того, мы видели результаты работы ”Коломенского посада”, который открывал музей за музеем, и понимали, что нам нужно делать. Но у нас не было денег. Наталья Никитина познакомила нас с фондом ”Наше будущее”. Без поддержки фонда мы бы не смогли отреставрировать это здание либо этот процесс затянулся бы на больший срок. В конце 2015 года мы открыли здесь на первом этаже лавку. Ремонт всего здания закончился в сентябре 2016 года, и мы открыли музей», — говорит Марина Волкова.
В настоящее время в музее представили коллекцию мыла, упаковки, духов и одеколонов российских производителей конца XIX — начала XX века: Брокара, Остроумов, Сиу, Ралле. Здесь проводятся театрализованные экскурсии, которые меняются в зависимости от сезона и включают игры, интерактивные представления и мастер-классы. В лавке можно приобрести подарочную и сувенирную продукцию.
Цех для производства натурального мыла по старинным рецептам работает на территории местного завода «Текстильмаш».
«Технология производства сильно не изменилась с тех времен. Мыло — это продукт, полученный в результате омыления жиров щелочью. Тогда брали натуральные жиры — и сейчас мы их используем. Затем мы добавляем натуральные ухаживающие и эфирные масла, соответствующие рецептурам того времени. Сочетание ингредиентов и ароматов ”оттуда” плюс-минус получаются аутентичными. Конечно, мы точно не знаем ту технологию. Даже партия от партии — ароматы разные. Но у нас абсолютно натуральное мыло, сваренное на основе бычьего жира либо на основе деревянного масла, как раньше называли оливковое масло», — рассказывает Марина Волкова.
Еще одна цель, которую удалось воплотить дизайнерам Марине и Наталье, — изготовление ватной елочной игрушки, игрушки из папье-маше, а также текстильных аксессуаров с вышивкой шелковой лентой (это театральные сумочки, очечники). В ближайших планах предпринимательниц — запуск экскурсий про бани Коломны и Москвы, а также еще один проект, который может дать вторую жизнь Пятницким воротам — памятнику федерального значения, который сейчас требует реставрации.