На площадке XXVII Петербургского международного экономического форума прошла сессия «Калькулятор эффективности для НКО». Эксперты поговорили о том, как определять лучшие организации по эффективности, из чего складывается хорошая практика и кому тиражировать масштабирования в секторе.
Цифры сектора
Первой на конференции выступила Елена Тополева-Солдунова — гендиректор БФ «Доброта Севера», председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО Общественной палаты РФ и директор АСИ. По ее словам, главным признаком зрелости некоммерческой организации является наличие профессионального сообщества.
«Общественная палата старается держать руку на пульсе: следит за тем, насколько сектор становится активным, подотчетным и прозрачным.
Рейтинг ”Регион-НКО”, который мы делаем совместно с агентством RAEX уже четвертый год, показывает, что сектор действительно улучшается — и не столько количественно, сколько качественно», — заявила Тополева.
Несколько цифр из рейтинга благотворительных организаций агентства RAEX:
- Удельный вес благотворительных организаций, опубликовавших за последний завершившийся отчетный год нефинансовую отчетность и хотя бы одну форму финансовой отчетности, вырос с 23% до 37%
- Доля фандрайзинговых благотворительных некоммерческих организаций, которые до сих пор вообще не публикуют никаких форм отчетности, снизилась с 14% до 8%
Тополева добавила, что на сегодняшний день сложно представить себе даже маленькую организацию, которая, реализуя свои проекты, не думает, как она будет оценивать их эффективность.
Разнообразие подходов в оценке
Результаты проекта можно разделить на посредственные — сразу понятные и легко проверяемые — и отдаленные, для которых требуется некоторый горизонт событий, объяснил Артем Шадрин, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций.
«Существуют сложные модели оценки возврата на инвестиции — это когда стараются в денежном выражении оценить тот или иной проект. С этой точки зрения интересно рассматривать проекты социального воздействия.
Инвестор, готовый профинансировать такие проекты, получит свои средства назад только в том случае, если результаты проекта достигнуты», — уточнил Шадрин.
Далеко не все НКО придерживаются такой модели оценки, но, по мнению Шадрина, важно переводить все в формат оценки возврата на инвестиции. Бенчмарк позволит точно оценить эффективность предложенной методики и обеспечить рост продуктивности услуг.
Реестр доказательных практик
«Если показатели позволяют НКО осмысленно подходить к своей деятельности, тогда они полезны. А если нет, то они не нужны», — заявила Ольга Евдокимова, исполнительный директор Автономной некоммерческой организации поддержки и развития инноваций в социальной сфере «Эволюция и филантропия».
Международная практика показывает, что некоторые организации стандартизируют не показатели социального эффекта, а процессы, которые стоят за ними. Это дает НКО возможность управлять этими процессами, а донорам предлагает доверие и прозрачность.
Россия, по словам Евдокимовой, идет по этому пути — пути повышения качества процессов. В секторе сферы детства сформировался стандарт доказательности социальных практик, который рейтингует разный уровень достижений социальных результатов. Специально для этого даже создан отдельный реестр доказательных практик, куда входят различные НКО.
Фото: Fachy Marín / Unsplash
«Это была попытка определять организации со схожими социальными результатами. Таким образом эти самые НКО могут видеть своих партнеров и их результаты, учась друг у друга», — уточняет Евдокимова.
Качественная оценка — это сложно
Александра Александрова, первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, считает, что некоммерческие организации — это главные партнеры столичного правительства.
«Государство предоставляет большой пласт социальных услуг, но они стандартизированы и масштабны, однотипны. В отличие от нас, некоммерческие организации предоставляют услуги, нацеленные на индивидуальную проблему», — объяснила Александрова.
Оценки правительства обычно количественные, например: «Сколько пенсионеров включены в программу “Московское долголетие”?» Для того чтобы измерить прогресс, чиновники смотрят на проект в динамике: пять лет назад в программу входили 200 тысяч человек, а сейчас — 500 тысяч.
«Оценивать качество и эффективность, конечно, гораздо сложнее. Расскажу историю. У нас было 50 помещений. Мы отдали их на три года НКО. Через три года они пришли и спросили: “А продлевать будем?” Вместе с ними пришли другие организации, которые сказали, что тоже хотят помещения. Тогда мы начали мерить эффективность проектов всех организаций, чтобы понять, кому передать помещения. Пришли эксперты и спросили: “Мерили проходимость у каждой НКО?” А сделать это невероятно сложно — как оказаться в НКО ровно в момент предоставления услуги? То есть мы наметили определенные бенчмарки в разных сферах, например, в трудоустройстве, но везде сделать это очень сложно», — объяснила Александрова.