Новости
Новости
15.07.2024
12.07.2024
11.07.2024
18+
Статьи

Взрослые проблемы в сети: как защитить ребенка от сексуализированного насилия

Каким оно бывает, как обезопасить ребенка в онлайне и почему чтение переписок без разрешения — не выход, рассказала АСИ специалист организации «Детские деревни — SOS».

насилие в сети
Фото: Clint Patterson / Unsplash

В конце мая иностранные СМИ со ссылкой на исследователей из Эдинбургского университета сообщили, что 12,6% (или примерно 302 млн) детей в мире за последний год переживали сексуализированное насилие в сети: получали или обменивались видео и изображениями сексуального характера. Еще примерно столько же детей подвергались онлайн-домогательствам, среди которых секстинг, просьбы о сексуальных действиях со стороны взрослых и другие действия.

Что такое сексуализированное насилие и каким оно бывает

Сексуализированное насилие — один из четырех основных типов насилия, которому может подвергаться ребенок.

«Когда мы говорим про насилие над детьми, то агрессор всегда находится в доминирующей позиции. Неравный характер взаимоотношений является важной характеристикой любого насилия в отношении детей», — говорит психолог Евгения Тросман, советник по общественно-правовым вопросам благотворительной организации «Детские деревни — SOS».

Неправомерные действия сексуального характера — любая форма нежелательного сексуального поведения. Оно может принимать разные формы: cексуальные домогательства, эксплуатация, принуждение и насилие. Домогательства — это неприличные жесты, разговоры и другое поведение, которое может быть воспринято как оскорбление или унижение.

Фото: Nicolas Picard / Unsplash

Сексуальная эксплуатация — это действия сексуализированного характера (или попытка совершить их), которые направлены на получение выгоды. Например, шантаж: преступник угрожает, что покажет фотографии эротического характера одноклассникам, и требует перевести ему деньги.

Также возможно принуждение к сексуальным действиям без добровольного согласия.

«К сексуальному принуждению относится такое понятие, как “груминг” — выстраивание обычно взрослым человеком доверительных отношений с ребенком или подростком с целью склонить его к сексуальным отношениям», — объясняет Евгения Тросман.

Сексуализированное насилие может проявляться и в бесконтактной форме: преступник может даже не общаться с пострадавшим. Одним из видов бесконтактного насилия считается апскертинг — когда человек скрытно фотографирует под юбкой девочки или девушки без ее согласия.

Как защитить ребенка

В благотворительной организации «Детские деревни — SOS» выстроена система защиты детей от жестокого обращения. Среди направлений работы в этой сфере — повышение осведомленности о проблемах насилия над детьми и профилактика таких случаев.

«К счастью, мы с таким сталкиваемся редко. На моей практике был случай, когда ребенок играл в онлайн-игру, познакомился там с кем-то из игроков и перешел общаться дальше в группу в Telegram, куда его позвали. И вдруг у ребенка начали просить фотографии в обнаженном виде. Это, кстати, распространенная проблема: дети много времени проводят в онлайн-играх, и преступники это знают», — говорит психолог организации.

Сексуализированное насилие в сети обладает несколькими особенностями, которые усложняют работу с этой проблемой. Одна из них в том, что ребенок часто боится рассказать о проблеме родителям. Поэтому первое, что рекомендуют в организации, — заниматься просвещением о проблеме жестокого обращения с детьми и профилактикой, чтобы таких случаев не происходило. 

Евгения Тросман советует: с ребенком нужно проговорить, что есть «зона купальника» — интимные места, которые чужие люди не могут трогать/рассматривать/просить сфотографировать. Если чужой человек просит о таком, нужно обратиться к родителю.

Обязательно нужно сразу обговорить, что, если ребенок в сети столкнулся с любым шокирующим или непонятным общением, не нужно это скрывать. Важно показать, что в семье не отругают за такое, а помогут и защитят.

Что делать, если ребенок пережил сексуализированное насилие в сети

Первое, что нужно сделать, — оказать поддержку ребенку. Следует обратиться к психологу, чтобы специалист оценил, насколько ситуация была травматичной. Врач объяснит, как помочь ребенку справиться с пережитым стрессом.

«Родителям лучше тоже обратиться за консультацией специалиста, потому что такие ситуации травмируют и взрослых. Лучше, если вся семья проработает эту проблему», — говорит Евгения Тросман.  

Второй, но параллельный с первым шаг — обратиться в органы правопорядка. Дела о сексуализированном насилии в отношении несовершеннолетних — уголовные дела публичного обвинения. Это значит, что заявление самого потерпевшего для возбуждения дела не потребуется.

Фото: CHUTTERSNAP / Unsplash

Такие преступления расследует Следственный комитет РФ. Его отделения есть в каждом крупном городе: можно прийти лично или отправить заявление по почте.

«Также нужно написать в службу поддержки социальной сети, онлайн-игры или другой платформы, на которой ребенок столкнулся с сексуализированным насилием. Это позволит заблокировать пользователя», — отмечает психолог.

Что не считается сексуализированным насилием в сети

«Взрослым важно помнить, что постепенно ребенок растет, начинает изучать свое тело, идет половое развитие. Поэтому если дети в детском саду показывают друг другу, что у кого под майкой, — это не сексуализированное насилие, и защищать от этого не надо», — говорит Тросман.

7–12
лет — самый распространенный возраст, в котором дети сталкиваются с сексуализированным насилием, по данным Академии безопасности Ольги Бочковой

В том числе это касается и подростков. В подростковом возрасте многие заводят первые отношения, начинают изучать свое тело и интересуются другими. Например, некоторые подростки занимаются друг с другом секстингом — перекидывают друг другу фото эротического характера или пишут сообщения с сексуальным подтекстом.

В то же время подростки — одна из основных групп риска в отношении любых форм насилия.

«Тут родителю очень важно найти грань. Нарушение личных границ, пусть и с целью защитить, — тоже жестокое обращение. Конечно, у каждой семьи свои ценности, но мое мнение: если взрослый не хочет, чтобы кто-то лез в его телефон и смотрел его переписки, то и поступать так в отношении подростка не нужно», — говорит Тросман.

Как отмечает психолог, дисбаланс статуса (в отношении ответственности, доверия или власти) — главная особенность насилия над детьми. Если родитель замечает, что ребенок переписывается с кем-то из сверстников на сексуальные темы на равных, не нужно сразу ограничивать его и бить тревогу.

Лучший способ — поговорить с подростком, выстроить с ним доверительные отношения и при необходимости обсуждать темы, связанные с сексуальным здоровьем и развитием. Зная, что в семье не осудят, ребенок сможет обратиться за помощью, если почувствует опасность или дискомфорт в общении с другими.

Фото: J W / Unsplash

«Именно поэтому мы в ”Детских деревнях — SOS” работаем над просвещением родителей, специалистов и других взрослых, которые находятся вокруг ребенка. С осведомленности взрослого начинается безопасность ребенка», — заключает психолог Евгения Тросман.     

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике