Участники/партнеры
- АНО «Наставнический центр Александра Гезалова»
- Центральная клиническая психиатрическая больница имени Ф.А. Усольцева
Продукт коллаборации
Дети в психиатрических больницах нуждаются не только в лечении и медикаментах, но и в общении и занятости. У персонала часто нет возможности обеспечивать эти потребности, зато делать это могут волонтеры. Но для посещения психиатрических отделений необходима подготовка.
Опытные участники проекта «Дети больниц» Наставнического центра Александра Гезалова вместе с сотрудниками филиала Центральной клинической психиатрической больницы «Медное-Власово» проводят обучение. Курс для добровольцев в психиатрических больницах создает условия для формирования команды и ее дальнейшей эффективной работы в детском психиатрическом отделении.
Сроки реализации: 2022 – настоящее время (действующий проект)
Вклад партнеров
Курс состоит из:
– пяти онлайн-занятий, подготовленных специалистами центра Гезалова; эта часть сейчас доступна в записи;
– офлайн-лекции заведующего детским психиатрическим отделением с ответами на вопросы;
– волонтерской практики в больнице при поддержке координатора.
Врач рассказывает о медицинских вопросах, технике безопасности и правилах, а волонтеры – о мифах, которые существуют вокруг темы психиатрии, об установлении контакта с детьми, о сохранении ресурсов и профилактике выгорания.
Мотивация к партнерству
Долгое время психиатрические больницы были абсолютно закрытыми учреждениями, а когда по всей стране постепенно двери в них стали открываться, возникли вопросы: какой должна быть система контроля на входе и какой уровень подготовки у тех, кто приходит помогать?
«В психиатрической больнице дети находятся в уязвимом положении, и очень важно, чтобы к ним не попадали люди, которые могут даже случайно навредить, – говорит Яна Ужегова, координатор проекта «Дети больниц» Наставнического центра Александра Гезалова. – С одной стороны, непонимание волонтером простых вещей, например, что ребенок может проглотить бусинки, пораниться и что его эмоциональное состояния бывает нестабильно, способно привести к серьезным последствиям. А с другой – излишние страхи, когда волонтеры просто боятся подойти к ребенку, тоже не приносят пользы».
Фото: freepik.com
Обучающий курс – это, во-первых, один из фильтров, на котором отсеиваются не вполне готовые к волонтерству в психиатрической больнице люди. Во-вторых, именно курс позволяет обратить внимание на важные правила и неочевидные нюансы, учит не нарушать границы, не брать на себя лишнего и не пытаться «всех спасти», доказывая свою правоту персоналу.
«Волонтер не лезет в личную жизнь ребенка и в историю болезни. Ребенок может рассказать что угодно, мы не должны разбираться, правда это или фантазия. Наша задача – выслушать, если есть такая потребность, но не бежать решать его проблемы (можно рассказать медперсоналу, но, скорее всего, тот в курсе), – подчеркивает Яна Ужегова. – Есть пять функций добровольца: наполнять детей позитивом, общаться, уделять им внимание, слушать и разговаривать. Это наша зона ответственности, дальше которой заходить не надо».
И наконец, курс дает знания, навыки и представления о проблеме, что помогает волонтерам чувствовать уверенность и спокойствие при встрече с детьми.
«Согласитесь, прежде чем заняться любым делом, нужно поучиться, – говорит Яна Ужегова. – Поэтому это общая задача больницы и волонтерского сообщества – не допускать в детское психиатрическое отделение частных лиц бесконтрольно. Добровольцы должны приходить именно от фондов и после обучения».
История сотрудничества
Когда волонтеры Наставнического центра только начали приходить в ЦКПБ имени Усольцева, отношения с персоналом строились сложно, даже возникали конфликты. Центр стал оказывать не только добровольческую, но и материальную помощь (обеспечивал питьевой водой пациентов, обустроил две сенсорные комнаты), а также участвовать в общественных обсуждениях проблем больницы. Постепенно обстановка в учреждении менялась, а отношения налаживались. Сейчас всем очевидно, что присутствие волонтеров позитивно влияет на настроение пациентов и общую атмосферу.
«Стало понятно, что это в общих интересах – просвещать друг друга, находить общий язык и взаимопонимание. Потому что нам вместе нужно “жить и детей растить”, и важно притереться, – рассказывает Яна Ужегова. – Поэтому заведующий детским отделением Аркадий Глазков отозвался на предложение лично рассказывать волонтерам о пациентах, режиме, правилах безопасности и отвечать на любые вопросы. И медперсонал также сейчас готов к общению с волонтерами».
Найти взаимопонимание помогло также то, что координаторы проекта Анна Злобина и Анна Кортукова по профессии врачи, а Яна Ужегова – медсестра. Результатом правильно выстроенного сотрудничества волонтеров и медперсонала становится общее улучшение условий жизни и состояния пациентов.
Особенности партнерства/сложности
Прошло уже три потока обучения, на каждый из которых было набрано по 30 человек. На очную встречу и практику приходили не все: кто-то не почувствовал в себе готовности, что тоже результат, а кто-то живет в других городах и прослушал курс, чтобы развивать это направление добровольчества у себя в регионе. Обычно в течение первых месяцев после обучения раз в неделю волонтерить приезжали 5-10 новичков. Но в итоге к команде на постоянной основе со всех трех потоков присоединилось всего несколько человек.
Это связано и с тем, что у людей меняются жизненные обстоятельства, и с тем, что не всегда у волонтеров получается правильно распределять свои ресурсы. Отдельная лекция курса посвящена выгоранию.
«Многие люди приходят по зову сердца, включаются и выгорают очень быстро, – говорит Яна Ужегова. – А это не здорово, когда добрый человек вместо ощущения счастья испытывает дискомфорт. Это плохо влияет на него самого и на детей, к которым он приходит. Счастливый волонтер и счастливые дети – вот это круто! Но сохранять энергобаланс тоже нужно учиться».
Развитие партнерства
Обучающие курсы есть у многих фондов, волонтеры которых посещают детей в больницах и интернатах. Своя волонтерская школа существует и на базе Центра психического здоровья детей имени Г.Е. Сухаревой. Координаторы проекта «Дети больниц» проходили курсы коллег, изучали их опыт и теперь планируют обновить и трансформировать собственную программу. Модуль от больницы планируется расширить, но по-прежнему курс будет коллаборацией волонтеров и медицинских работников. Именно совместные усилия помогают снять табу с темы психиатрической помощи.
«Закрытость учреждений порождала много мифов, легенд, стигмы вокруг детей, которые оказывались в психиатрической больнице, и это пагубно влияло на них, – говорит Яна Ужегова. – Сейчас они уже не остаются один на один с проблемой, открываются пути для социализации и адаптации. И многое можно компенсировать и поправить благодаря вниманию и общему человеческому участию».
Этот материал — часть проекта «От первого лица: социальное волонтерство москвичей», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о московских социальных волонтерах по ссылке.