Оазис детства
Кучугуры — небольшая кубанская станица на берегу Азовского моря, все дороги которой в итоге приводят на пляж. Припекающее солнце, тень деревьев, манящих задержаться на пару ягод прямо с ветки, тишина из-за отсутствия автомобильного движения (здесь нет даже автозаправки) — и, кажется, время немного затормозило. Но это пока вы не зашли в лагерь для детей.
А там словно в улье — все кружится и жужжит. Смех, плач, фанфары победителю, звуки музыкальной сказки, и в первый момент даже неясно, куда спешить, — везде интересно. Берем ориентир на вожатого, он ведет группу на музыкальное занятие. А там инструктор достает огромную пластмассовую ладонь с колокольчиками и предлагает каждому ребенку простучать свое имя:
— Са-ша! Передавай ладонь другому! Света-та!
Впереди постановка сказки «Теремок», разучить которую можно только во взаимодействии детей друг с другом. Но к этому их надо еще подготовить, ведь большинству детей в лагере понятия «дружба» и «помощь» пока еще неведомы. А потому вместе с ними на занятиях находятся родители-тьюторы. Они помогают ребенку справиться с заданием и освоить новые навыки.
Так, пока одна группа ставит сказку, другая в это время в столовой осваивает приготовление салата из морковки. Корнеплод надо помыть, почистить, натереть на терке и присыпать сахаром, только в таком порядке, как на карточках, и никак иначе. А во дворе уже танцуют и играют в мяч, а еще создают стенгазету — визитку группы. В процессе работы над стенгазетой дети тренируют мелкую моторику: тут столько красивых ракушек, которыми можно украсить свою работу!
Быть мамой и не только
Марина с сыном Тимофеем добиралась в лагерь двое суток на поезде и еще 12 часов на автотранспорте. Они живут в 60 км от Екатеринбурга, никаких развивающих занятий для детей с аутизмом в их небольшом городке нет. Марина занималась с сыном сама: информацию находила в интернете, там же проходила специальные вебинары. Программа лагеря ее приводит в восторг.
«Сегодня впервые попробовала себя в роли тьютора. Согласно здешним правилам, детей на занятия ведет чужой родитель. Это опыт, ведь все дети разные. Мне достался очень шустрый ребенок, любитель активности. Уговорить его к спокойным занятиям было трудно. Одно пройти он так и не захотел, но остальные четыре мы преодолели, — рассказывает Марина. — Самая большая проблема для наших детей — это общение с другими людьми. Поэтому быть не только с мамой для них очень хорошо, ребенок здесь привыкает к разностороннему общению».
Татьяна приехала из Москвы не только с сыном Степаном, но еще и с мужем и вторым обычным сыном.
«Это уникальный лагерь с теплой атмосферой. Здесь много семей, у которых один ребенок с аутизмом и еще парочка обычных. Все дети переплетаются, общаются. И те, которые имеют особенных сестер и братьев, очень теплые, принимающие», — делится впечатлениями Татьяна и отмечает, что приезжают они уже второй раз.
Женщина в лагере получает дополнительные знания, ведь дома она и так работает тьютором. А для ее мужа в прошлом году такая среда была в новинку. Но он сумел в нее погрузиться, и это помогло их отношениям с сыном выйти на совершенно другой уровень.
«В Москве мы много занимаемся, но там структурированные занятия, а здесь вся жизнь — постоянный тренинг. В первую очередь на коммуникацию и социализацию детей. Степан уже в старшем отряде. Там дети, которые входят в подростковый период, и у них очень большой блок по развитию навыков саморегуляции. Их учат не сдерживать свои эмоции, а выражать их правильно, никого не обидев. Например, для переживания чувства злости, а злиться — это нормально, им дали эспандеры», — рассказывает Татьяна.
Без аналогов в России
Еще несколько минут, и малыши отправятся на дневной сон, а старшие дети начнут готовиться к спортивным занятиям. Для руководителя лагеря это момент небольшого отдыха.
Фото: Инна Йоффе / АСИ
Наталия Великовская — идейный вдохновитель и директор лагеря, руководитель АНО «Центр раннего развития детей с аутизмом “Подсолнухи”», — сама мама аутичного ребенка. Когда ее сыну было три года, она попала в лагерь для детей с аутизмом и их родителей в Крыму.
«Я была в шоке: много кричащих детей, сумасшедший дом — все то, что вы сейчас наблюдали. Сначала я подумала, что зря туда приехала, а потом, когда я поняла, как все работает, и увидела положительные изменения у сына, поняла — хочу этим заниматься. И на следующий раз в лагерь я поехала уже не родителем, а специалистом», — вспоминает Наталия Великовская.
Она начала интенсивно учиться, прошла все возможные курсы и, будучи врачом по образованию, определила своим направлением нейрокоррекцию — возможность с помощью специальных упражнений восстанавливать нарушенные функции мозга. После событий весны 2014 года в Крыму лагеря в Коктебеле не стало.
«Я поняла, что без лагеря мы не проживем, и решила организовать свой. Было непросто, но в этом году мы отмечаем уже десятую юбилейную смену. Мой сын, как и другие дети, вырос в этом лагере. До трех лет он не понимал речь, произносил только фразы из мультиков и не мог попросить элементарного — попить и пописать. Сейчас он окончил школу и поступил в колледж на оператора швейного дела. Свой первый шоппер с сердцем, вышитым пуговицами, сделал для меня», — с гордостью говорит Наталия Великовская.
У некоторых детей, по словам начальника лагеря, появилась речь, многие попробовали еду, которую никогда раньше не ели, и новые виды активности.
Фото: Инна Йоффе / АСИ
«У нас разработана программа занятий, но каждый год мы внедряем в нее что-то новое. Так, четыре года назад по просьбе родителей у нас появились спортивные занятия по адаптивному фрироупу (преодоление дистанций, состоящих из находящихся на небольшой высоте специально созданных препятствий. — Прим. АСИ), чуть позже — и на гироскутере. Это наша авторская разработка», — объясняет Наталия Великовская.
Команду специалистов руководитель собирала из разных городов России. Каждый из них и уникальный, и универсальный работник одновременно — здесь только так и никак иначе. Некоторые работают в лагере с его первой смены, но есть и те, кто присоединился только недавно, но работает без всяких сбоев.
«Мы, как люди с аутизмом, любим, когда все четко по расписанию, без неожиданностей. Люди за год вперед планируют поездки, и в феврале уже все места расписаны. Наша программа уникальна, и стоимость ее доступна. Есть возможность оплатить ее через спонсоров, благотворительные фонды и соцзащиту. Равноценных нашему лагерю аналогов в России я больше не знаю», — отмечает начальник лагеря.
Первые ростки дружбы
Спортивные занятия проходят в парке, когда жара уже идет на убыль. На старте старший отряд — «Кучугурские медведи».
«Это сильные дети, все учатся в школе, у них прекрасная развернутая речь и относительно сохранное мышление. Хорошие ребята, но поодиночке. В прошлом году между ними была лютая конкуренция, дружить и общаться не получилось совсем, — вспоминает Наталия Великовская. — Было задание постирать носки. Так они руками держали тазы с водой, а ногами их друг у друга выбивали! А в этом году они встретились вновь, и мы увидели, как они приветствуют друг друга, как начинают взаимодействовать. И это уже первые ростки дружбы».
Сейчас «Кучугурским медведям» предстоит преодолеть непростую дистанцию — идти по веревкам, натянутым между деревьями, а затем проехать петляющий маршрут на гироскутере. Работа, требующая владения своим телом, а еще умения ждать, уважать напарника, достигать цели командой.
«У некоторых детей проблема поменять одежду при смене сезона, а тут необходимо надеть каску — шапку, которая сдавливает голову! Но благодаря правилам мы этого добиваемся. И ребята надевают каски и реально улучшают свой результат», — рассказывает Людмила Ефимова, инструктор и судья соревнований.
Умение владеть своим телом и держать равновесие дает опору не только физическую, но и психологическую, уверена Наталья Великовская.
«Эти дети более сбалансированы, они лучше переносят стресс, неожиданные изменения. Ведь для ребенка с аутизмом если что-то пошло не по плану — это трагедия. Должны быть одни и те же маршруты, одна и та же еда и одежда. Поменялся учитель в школе — это катастрофа! Цвет ручки — мы все умрем! И наши дети, которые уже лихачат на гироскутерах, намного лучше переносят подобные изменения: “А теперь я так поеду! И еще вот так!” У них наступают улучшения по всем жизненным позициям», — замечает Наталья Великовская.
Пока мы разговаривали, вышел на дистанцию Степан, но что-то у него пошло не так, и он уже приготовился расстроиться. Неожиданно к нему подошел Дима, тот самый, который еще год назад пинал его ногами под столом, и говорит:
— Ты молодец! У тебя все получится!
И это лучший финал соревнований, который в этот день могли представить себе специалисты. Да и посетители, честно говоря, тоже.