Новости
Новости
03.12.2024
02.12.2024
18+
Статьи

Культура отмены и травля: родственные явления или непохожие процессы?

Что общего у канселлинга и буллинга? В каких случаях общество объединяется против одного? И правда ли, что свидетели — это и есть движущая сила травли? На эти и другие вопросы отвечали эксперты Центра толерантности на VK Fest 2024.

культура отмены
Фото: Kai Pilger / Unsplash

Травля и отмена — процессы, которые проходят в разных коллективах и с разными людьми. С травлей можно столкнуться в школе, на работе или даже в чате многоквартирного дома. Культура отмены — явление, которое влияет на публичных личностей в сети. Один из последних примеров — блогер Анастасия Ивлеева, которую начали отменять после новогодней «голой» вечеринки.

При этом оба феномена происходят по схожим законам. Что их объединяет, а что отличает друг от друга, рассказывала на VK Fest 2024 Анна Макарчук, директор Центра толерантности.

Кто жертва?

Cancel culture (культура отмены, канселлинг) — процесс, во время которого общество начинает осуждать или бойкотировать персону, чьи убеждения или поступки кажутся неприемлемыми. Как правило, с этим сталкиваются медийные личности.

Так, в 2020 году с культурой отмены столкнулась телеведущая Регина Тодоренко, которая раскритиковала пострадавших от домашнего насилия.

«”Мой муж меня бьет”. А почему? Ты не задумывалась об этом? Что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил?» — высказалась тогда телеведущая в сети.

Травля (буллинг) — это, как правило, более локальный процесс. Пострадавшие от буллинга не так узнаваемы, но их много. По данным за 2022 год, более 60% сотрудников сталкивались с травлей на работе. Жертвы травли — обычные люди.

Что такое травля?

Травля в коллективе или в информационном пространстве всегда имеет три признака:

  • Силы агрессоров и жертвы не равны — все на одного, и жертва всегда слабее;
  • Выгоду получает только агрессор: это может быть удовлетворение, удовольствие или чувство устойчивости и силы;
  • Этот процесс длится долго — месяцы или годы.
культура отмены

«У отмены есть еще характерная особенность: наказание не зависит от тяжести проступка. Сила наказания определяется размером социального пузыря жертвы. У кого-то из нас сто подписчиков, а у другого миллион — это и есть наш социальный пузырь. С другой стороны, чем больше наших подписчиков, тем в большей степени на них действует закон психологии масс», — объясняет Анна Макарчук.

Фото: Siora Photography / Unsplash

Поэтому с культурой отмены чаще всего и сталкиваются публичные личности: риск подвергнуться канселлингу возрастает вместе с ростом числа подписчиков или последователей в таком социальном пузыре.

Почему так происходит?

В основе травли и культуры отмены лежит единая психологическая альтернатива: «мы/они».

Людям свойственно чувствовать единство и сопричастность с теми, кого они считают частью своего «мы». «Мы» воспринимаются как хорошие, добрые и достойные люди. К таким людям выше уровень толерантности и понимания, объясняют в центре.

Но «мы» невозможно без «они».  А «они» — это источник опасности, раздражения, неприязни. «Они» — наверняка нехорошие, и лучше относиться к ним настороженно. «Мы часто бываем жестоки по отношению к ”они”», — объясняет Анна Макарчук.

С одной стороны, деление на «они» и «мы» позволяет людям в кризисной ситуации структурировать этот мир. С другой, может привести к тому, что человек пропадает — и остается только его ярлык.

Перед тем как быть изгнанным, человек исключается из «мы» и переносится в категорию «они». Иногда для этого нужно нарушить гласные или негласные законы, а иногда дело решает случай.

Жертва школьной травли выводится за границы сообщества класса, а публичный человек отменяется.

Что включает механизмы травли или отмены?

Травлю и культуру отмены объединяют чувства уязвимости, неуверенности и небезопасности. А еще — ценности.

«Ведь отменяют людей не за криминальные преступления, а за дискриминационные высказывания. Почему? Потому что для того, чтобы защитить нас от криминальных преступлений, общество создало специальные механизмы — законы, судебную систему или УФСИН. А кто защитит нас от нарушений этики?» — продолжает эксперт.

культура отмены

Именно поэтому риск появления и развития буллинга больше в тех коллективах, где сильны ценности статуса, успеха, силы, а ценности гармонии, уважения, толерантности, наоборот, слабы.

Фото: Morgan Basham / Unsplash

Когда речь идет о культуре отмены, во главу тоже встают ценности. Например, в 2020 году пользователи создали петицию, чтобы Марата Башарова лишили Государственной премии РФ и звания Заслуженного артиста Татарстана. Причиной стали его заявления о том, что он бил бывших жен.

Более 80 тысяч человек подписали петицию, в которой отмечалось, что «насилие несовместимо с этими несомненно почетными званиями и наградами».

«Это могут быть ценности равенства, справедливости, толерантности, которые воспринимаются как находящиеся под угрозой, и ценность сопричастности, которая прогревает сплоченность против жертвы», — говорит директор Центра толерантности.

Таким образом, канселлинг и буллинг — это родственные явления, в которых одни и те же механизмы разворачиваются в разных контекстах.

Что делать человеку, который оказался мишенью этих механизмов?

Центр толерантности подготовил несколько советов для тех, кто столкнулся с травлей.

  • Сохраняйте самообладание. Сделать это гораздо сложнее, чем сказать, но это важно. В состоянии стресса можно совершить действия, о которых потом придется жалеть. Кроме того, эмоции — это именно то, чего ожидают агрессоры.
  • Найдите круг поддержки. Решите, с кем вы можете поделиться, спросить совета, просто побыть вместе.
  • Проанализируйте ситуацию, прежде чем действовать. Ответьте себе на вопросы: «Кто вовлечен в ситуацию? Каковы их мотивы и интересы? Кто может стать вашим союзником?».
  • В каждой ситуации есть несколько способов действий. Найдите их, оцените разные возможности. Выберите лучшие.
  • В случае травли в коллективе — не терпите и не молчите. Возможно, покинуть токсичную среду будет лучшим решением. Особенно если нет реальных шансов ее изменить.
  • В случае канселлинга оцените риски и возможности. Решите, извиняться или нет, ведь обычно отмена наступает еще до того, как вина человека полностью доказана. Если вы извинились — значит, признали ее. Делайте ставку на факты и реальные действия, а не на слова и эмоции. Именно ваши дела, реальные действия и доказательства станут прочной основой для обновленной репутации.

Роль свидетеля

«И последние мои слова будут обращены к каждому из вас. Ведь каждый хоть раз был свидетелем буллинга или канселлинга. И тогда мы думали: ”Это не мое дело”, ”А что я могу? От меня ничего не зависит”. На самом деле от вас зависит очень многое», — подчеркивает Анна Макарчук.

Травля — коллективный акт. Она возможна только в том коллективе, где сотрудники позволяют травить кого-то. Именно поэтому свидетели — это и есть движущая сила травли.

Вот, например, что может сделать свидетель.

  1. Не становитесь «квантом враждебности» — не распространяйте слухи, не делайте перепостов, не поддерживайте негатив в отношении другого человека.
  2. Действуйте осознанно. Психологические механизмы травли — очень древние, они стремятся реализоваться, минуя сознательный контроль.
  3. Помните о своей индивидуальности. Нам действительно важно чувствовать себя частью «мы». Но вы имеете право на свое собственное мнение. И вы имеете полное право действовать не как все, если не согласны.
  4. Управляйте количеством и силой стресса в своей жизни. В состоянии стресса мы больше уязвимы к тому, чтобы поддаваться влиянию толпы.
18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике