В 2024 году исполнилось 215 лет со дня рождения Луи Брайля, французского тифлопедагога, создателя системы рельефно-точечного письма для слепых, 200 лет со времени изобретения им собственного шрифта и 100 лет с начала издания книг по системе Брайля в СССР. Разработка Луи Брайля сделала чтение доступным для незрячих.
Как тифлотехнологии вредят шрифту Брайля
В современной России уровень брайлевской грамотности среди слепых катастрофически снижается. По данным генерального директора Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых (ВОС) «Реакомп» Сергея Ваньшина, в СССР доля людей, умеющих пользоваться системой Брайля, составляла 15–20%, теперь их — всего 3–5%.
По мнению председателя Магнитогорской организации ВОС Юрия Мелихова, на снижение уровня брайлевской грамотности влияет развитие тифлотехнологий. Теперь у незрячих есть возможность слушать аудиокниги, использовать скринридеры и смартфоны, что делает их жизнь более комфортной.
«Электронные устройства упрощают жизнь, и это неплохо. Простота использования подкупает и затягивает. А освоение шрифта Брайля кажется сложным, и поэтому людям не хочется им заниматься, — поясняет Юрий Мелихов. — К сожалению, многие не понимают, что Брайль актуален всегда: это грамотность, основа культуры для незрячих.
Брайлевская грамотность также помогает незрячим реабилитироваться в условиях быта. Они могут подписывать продукты, лекарства, одежду и другие предметы, используя специальные этикетки со шрифтом. В результате они легко ориентируются в окружающем мире и становятся более самостоятельными. Кроме того, обучение способствует развитию тактильных навыков».
Юрий Мелихов знает, каково это — вновь научиться писать и читать после потери зрения. В 20 лет он травмировал глаза во время службы в армии. В Бийском филиале Центра реабилитации слепых мужчина заново освоил полезные бытовые навыки, научился ходить с тростью и впервые прочитал текст, написанный шрифтом Брайля.
Фото: Freepik
«Обучение брайлевской грамотности стало для меня важным шагом в адаптации к новой жизни без зрения. Многим может показаться, что это сложное и непонятное дело, но для меня оказалось иначе. Спустя два с половиной месяца я смог прочитать первую книгу — ”Майор Вихрь”. Этот опыт показал, что потеря зрения не означает конец жизни, а лишь новый этап, который можно пройти с достоинством и самореализацией», — подчеркнул Юрий Мелихов.
Борьба за сохранение брайлевской грамотности
В Магнитогорском обществе слепых, которым руководит Юрий Мелихов, состоят 960 человек — это самая многочисленная местная организация ВОС в регионе. Из всех членов магнитогорской организации брайлевской грамотностью владеют около 23%. По нынешним меркам немало, но, как говорит Юрий Мелихов, хотелось бы охватить больше людей. Поэтому важная часть деятельности НКО — обучение письму и чтению по системе Брайля. С желающими бесплатно занимаются высококвалифицированные специалисты.
«Наши тифлопедагоги филигранно знают Брайль. Раиса Николаевна Григорьева обучала незрячих даже нотной грамоте. Можно получить эти знания в бийском или волоколамском центрах реабилитации слепых. Но есть ограничения по здоровью: если человек тяжело переносит дорогу, имеет дополнительные заболевания, то туда поехать не сможет. Ну вот в таких случаях помогаем на месте, далеко ездить не надо», — отметил руководитель НКО.
В этом году организация заключила договор о сотрудничестве с детсадом № 132 — единственным в городе для детей с проблемами зрения, где они получают дошкольное образование и соответствующее лечение.
«Одна из зрячих участниц нашего ансамбля, которая работает в детском саду, выразила желание изучить систему шрифта Брайля. Так пришла идея обучить и других специалистов. Выяснилось, что некоторые из них ранее получили неправильные знания, в том числе онлайн, что приводило к ошибкам в обучении», — рассказал Юрий Мелихов.
Тифлопедагог Галина Мелихова помогла исправить ситуацию. Благодаря ей трое сотрудников детсада и один тотально незрячий ребенок успешно освоили брайлевскую грамотность. Сама женщина потеряла зрение в детстве из-за осложнений после болезни. Получила образование на основе системы Брайля и считает, что чем раньше начать обучение, тем лучше.
«С шести лет уже можно приступать. Моя семилетняя ученица за два месяца научилась читать и писать. Взрослым, которые боятся сложности, рекомендую начать действовать. Гаджеты все-таки не смогут полностью вытеснить Брайль. Специалисты детсада даже читали с закрытыми глазами, хотя я им говорила, что можно подсматривать, но тем не менее они старались все делать пальцами», — поделилась руководитель кружка чтения и письма по системе Брайля Галина Мелихова.
Подстраиваясь под индивидуальные способности и потребности, можно добиться хороших результатов, считает тифлопедагог. Быстро освоить шрифт Брайля также помогли игровые методики, разнообразные приемы и специальные приборы — брайлевская азбука-колодка, говорящая азбука, кубик-буква и другие. Все это делает процесс обучения интересным и эффективным.
«Я сама пробовала освоить технику Брайля и честно скажу, это непросто, — призналась заведующая детским садом № 132 Екатерина Климова. — Дети все-таки быстрее усваивают материал. Мы благодарны обществу слепых за помощь. Онлайн-обучение не дало такого результата, как наглядное. Занятия продолжим в сентябре. Наша цель — помочь каждому воспитаннику, и наши специалисты всегда будут готовы научить их брайлевской грамотности».
В планах Магнитогорского общества слепых приобрести для детсада тактильные буквари Брайля и говорящую азбуку. Кроме того, НКО намерена предложить сотрудничество Магнитогорской школе-интернату № 3, где обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья.