В 2024 году Суздаль отмечает тысячелетие со дня основания. Празднование проходит бурно: почти каждые выходные — фестивали, концерты, ярмарки и другие события. Улицы, рестораны, храмы и даже речка забиты туристами. Цены на жилье и еду вполне конкурируют со столичными.
Суздаль всегда привлекал туристов. Сюда ехали как паломники, так и дауншифтеры. Здесь легко затеряться среди белых стен и резных наличников, здесь можно выдохнуть, выпить чай из самовара, покататься на сапах, помолиться. Но при этом жить можно в комфортном отеле, а питаться в ресторанах авторской кухни.
За последнее время значительно улучшилась и транспортная доступность: от Владимира до Суздаля построили новую дорогу, а до Владимира, например, из Москвы довольно быстро можно доехать по платной трассе М12.
Бережное отношение к наследию
В Суздале последние несколько лет активно развиваются и современные культурные форматы. За них здесь отвечает АНО «Творческое сообщество МИРА», или МИРА центр.
МИРА центр вырос из лаборатории «Человек мира», которую с 2011 года во Владимирской области вместе с единомышленниками проводил Андрей Попов, один из основателей центра. В лабораторию на неделю съезжались люди творческих профессий и, взаимодействуя с местными жителями и окружающим ландшафтом, создавали перформансы, спектакли, скульптуры, музыку, фестивали.
Примерно семь-восемь лет назад в Суздаль приезжает предприниматель и меценат Дмитрий Разумов. Город ему очень понравился, и предприниматель начал искать в нем место под частный музей.
«Мы (с Андреем Поповым. — Прим. АСИ) создавали разные фестивали и туристические проекты, — рассказывает Евгения Казарновская, директор МИРА центра. — И Дмитрий Разумов как меценат поддержал наши масштабные проекты. Благодаря ему появились абсолютно удивительные формы.
Потом к нашему сообществу стали присоединяться еще люди: архитекторы, кураторы, художники. И мы поняли, что нам нужен дом. Им как раз и стал МИРА центр — пространство в центре города, которое мы приобрели в 2020 году и открыли в 2022 году. А пока шла реставрация здания, стали появляться проекты и архитектурные макеты других площадок центра».
Фото: Екатерина Васильева / АСИ
Сегодня у центра несколько пространств в Суздале и окрестностях. Основное находится в самом центре города. Здесь есть уютный дворик, кафе, библиотека, сувенирный магазин, зал для мероприятий. Целый этаж выделен под проведение выставок. Сюда приходят не только на события центра, но и просто выпить кофе или поработать в библиотеке.
«Наследие Суздаля для нас важно, и мы сохраняем то, что возможно сохранить, поэтому это бережное, внимательное отношение к стенам. Но при этом мы много думали, как сделать помещение удобным, комфортным, интересным для современного зрителя, а это всегда диалог старого и нового», — говорит Казарновская.
Здесь можно узнать информацию о других площадках центра, купить лимитированную коллекцию мерча (футболки, шопперы, плакаты, открытки и так далее), которую дизайнеры создали специально к 1000-летию Суздаля. А также найти путеводитель по городу, который центр выпустил к юбилею. Авторы разработали три маршрута по знаковым и не самым очевидным местам Суздаля, дополненные комментариями и впечатлениями сотрудников. Путеводитель можно купить в магазине центра или бесплатно почитать в его библиотеке.
Еще одним проектом к юбилею города стала выставка Ирины Затуловской «Суздаль. Портрет» под кураторством Марины Лошак. Художница жила в резиденции МИРА в Кидекше, исследовала город, людей и места, которые влияют на него, меняют или, наоборот, сохраняют традиции. Итогом стала выставка об обычной жизни Суздаля и его жителей, работы которой выполнены на дереве, железе и бересте — материалах, собранных на месте.
Помимо художественной выставки, Ирина создала серию табличек для знаковых мест города. Для того чтобы найти их, разработали специальную карту, которую можно взять в центре. В поисках табличек можно и прогуляться по городу, и посетить интересные места, и узнать про горожан, которые вносят свой вклад в развитие города.
Фестиваль «Сенокос»: 1000 лет за 10 дней
С 17 по 25 августа в Суздале проходил четвертый театральный фестиваль «Сенокос», он был посвящен юбилею города, переосмыслению его истории, связи времен. За девять месяцев до фестиваля МИРА центр привез в свою творческую лабораторию пять драматургов. Им надо было за 10 дней понять, что в течение 1000 лет происходило в этом городе. С утра до вечера драматурги встречались с краеведами, местными жителями, ходили в архивы, а ночью обсуждали. Потом они написали пять пьес, которые специально для фестиваля поставили пять режиссеров.
«Вот это современная культура, современная драматургия, современный театр, разные форматы и жанры, то есть настоящий аутентичный фестиваль, где нет ничего привозного и все создано специально для фестиваля. Это уникально», — говорит Евгения Казарновская.
Но между строк зрителям фестиваля открылась и еще одна более сложная тема — соседство, взаимоотношение чужаков и местных. Сегодня в городе не только огромное количество туристов, но и приезжих, которые пытаются создавать в Суздале новые форматы и наполнять его пространство новыми смыслами.
С одной стороны, это развивает современную культуру, дает новую интерпретацию традициям, привлекает туристов. Но с другой — возникают вопросы: готовы ли к этому сам Суздаль и его жители, можно ли создавать что-то без взаимодействия с местными, как находить точки пересечения и стоит ли вообще их искать. Кажется, именно эти вопросы стали центральными в контексте фестиваля и, наверно, важными для самого МИРА центра.
Мероприятия МИРА центра дорогие для местных жителей. Может, уже и сделали скидки, но я про это не слышала. Я сама переехала в Суздаль из Омска и заметила, что интересы местных жителей ограниченны, некоторые даже историю своего города не знают, в музеях не были.
В центре МИРА я, к сожалению, не был ни разу, но их работу по городу видно очень хорошо. Все становится лучше, красивее, но дух старины и православия как-то теряется.
Мое отношение к МИРА центру как культуролога абсолютно отрицательное. Если взять, к примеру, выставку художницы Ирины Затуловской — это подмена истинного искусства, самая настоящая культурная диверсия. Современное искусство, безусловно, может быть, но только если оно в человеке вызывает чувство восхищения, рождает желание самому начать творить прекрасное на благо людей и всех живущих в мире.
Диалог старого и нового, чуждого и родного
В конце августа в Суздале открылась выставка художницы Саши Фроловой «Суздальская Амазонка». На ней представлены фотографии с перформансов художницы, которые она проводила в 2011 году в лаборатории «Человек мира» и в этом году, а также скульптурные работы Фроловой из латекса, которые напоминают древнерусские орнаменты и символы. На фоне суздальской пасторали персонаж художницы в ярком латексном костюме выглядит совершенно инородно. Так выставка, которая не была частью фестиваля «Сенокос», оказалась совершенно созвучной и ему, и теме взаимоотношений чужаков и местных.
«Это переосмысленный мной образ русской красавицы с косой, сказочный персонаж, которая ищет в окрестностях Суздаля своего суженого. И находит инопланетянина, влюбляется, и он ее забирает с собой», — поясняет свою задумку Саша Фролова.
Выставка проходит в Ларце — отреставрированной русской избе. Это еще одна площадка МИРА центра, здесь проводят выставки современных художников. Курирует площадку художник Андрей Бартенев. Рядом с Ларцом идет стройка, здесь будет два новых больших мультимедийных музея, в одном планируют выставлять инсталляции современных художников, в другом должна разместиться коллекция авангардных иллюстраций Дмитрия Разумова.
Как говорит сам Разумов, для команды МИРА важно сохранение наследия — архитектуры, искусства, музыки, традиций сельской жизни. Но при этом не жить только прошлым, а привносить во все это жизненную энергию и современность. Ларец как раз такая экспериментальная площадка, на которой «современное искусство вступает в диалог с артефактами прошлого».
Экзотическое путешествие в Сельский театр в Фомихе
Пожалуй, самый необычный, хулиганский и одновременно трогательный проект центра — Сельский театр в Фомихе. Театральная команда «Эскизы в пространстве» как-то приехала в лабораторию «Человек мира», да так и осталась здесь. Купили дом в селе Фомиха и организовали там театр, или, как они сами называют, «русское поле экспериментов».
Дорога в Фомиху из Суздаля занимает больше двух часов, и говорят, что ее в общем-то нет (проехать можно, только когда сухо и на внедорожнике). Поэтому считается, что путь в сельский театр — это уже перформанс.
«К нам приезжают из разных городов — из Казани, Нижнего Новгорода, Петербурга, Перми, Москвы, специально на спектакли в наш театр, специально, чтобы у них по дороге отключилась сеть, чтобы попасть в приключение. Для них это экзотическое путешествие. Они это ценят, любят и едут сюда именно за этим опытом», — говорит Казарновская.
Для зрителей на время фестиваля был организован альтернативный путь: сначала нужно было около получаса ехать до ГЭС на Нерли (тоже площадка МИРА центра), затем 15 минут пройти от ГЭС до переправы, потом переплыть речку на плоту, затем еще минут 10 пешком по полям, ориентируясь на голубые в белый горошек ленточки.
Через белые ворота, заросли кустов и красную юрту выходишь на небольшой участок, где стоит высокий бревенчатый дом с большой лестницей, а-ля зрительным залом и балконом, с которого открывается вид на местные просторы. Перед лестницей накрыт стол с самоваром. Вокруг бегают дети, развешаны ковры, на траве лежат то ли игрушки, то ли реквизит. Команда театра организовала небольшой магазин (здесь его называют сельшоп), где продает свой мерч за пожертвования.
Зрителям предложили чай, рассказали о театре, как сгорел первый дом и строился всем миром другой и о самом спектакле.
Затем всех пригласили в дом, в темное небольшое пространство, где пахло деревом и супом. Свет выключился, и снизу постучали… Началась магия театра, которая как по щелчку, а точнее по стуку, из сельской обстановки перекинула зрителей в настоящий остросоциальный театр.
Текст спектакля «Суздальска кобыль» написал Алексей Синяев, драматург из Екатеринбурга. Его впечатлила история, что во время реставрации МИРА центра в фундаменте здания нашли останки коня — видимо, это была «строительная жертва» на удачу. Произведение представляет из себя сказание о хождении героя по суровой суздальской земле, где на его пути встречаются местные стереотипные персонажи. В постановке затронуты социальные темы, например, тема домашнего насилия.
Главный герой «Суздальской кобыли» — инфантильный парень из Москвы, который приехал в город работать в новом культурном центре, он без ума от директора и по ее просьбе всю пьесу ищет мертвого коня. Спектакль показывает тех, кто приезжает в Суздаль создавать что-то новое, и как город принимает или не принимает их. И однозначно меняет.
Поставил спектакль режиссер и руководитель театра Дмитрий Мышкин. Он признался, что, когда команда театра и сотрудники МИРА центра прочитали этот текст, они удивились тому, что он оказался ровно про них, про их ощущение Суздаля и ощущение жизни в этом городе.
«Специально вовлекать кого-то неэкологично»
Еще глубже тему соседства и отношений чужих и местных разбирали на форум-театре «Во дворе мира». Формат форум-театра предполагает поиск решения ситуации вместе со зрителями (подробнее о формате можно почитать здесь).
В центре сюжета был конфликт между молодым амбициозным творческим коллективом, артисты которого приехали в село и организовали там экспериментальный театр, и местными жителями этого села, которым не нравятся толпы туристов, громкая музыка и странно одетые артисты, расхаживающие по окрестностям. На спектакле присутствовала команда Сельского театра в Фомихе, да и в целом было понятно, что ситуация из реальной жизни.
Во время действия зрители выяснили, что театр пытался наладить контакты с местными жителями и ставил себе целью возродить постепенно вымирающее село, но оказалось, что местным жителям нравится все так, как есть. Участники сошлись во мнении, что необходим диалог и без него заниматься творчеством сложно.
«Местные жители и творческое сообщество находятся на противоположных концах линии, а чтобы найти диалог, нужно хотеть этого. На самом деле мы хотели, но сейчас у меня другое мнение. Местным жителям нужно, чтобы у них все оставалось так, как у них есть. И специально вовлекать кого-то не совсем правильно, неэкологично, но уважать место, где живут люди, надо, и нужно договариваться — а это долгий путь. Среди наших зрителей есть местные жители, но это процентов двадцать», — делится Евгения Казарновская.
Как говорит Евгения, местные жители в Суздале разные, есть бабушки, которые занимаются огурцами, есть предприниматели, которые открывают гостиницы, есть ремесленники, которые делают свою местную продукцию. У центра есть специальные условия сотрудничества для местных, но сближение происходит медленно. «Просто невозможно и не нужно интересовать людей тем, что им неинтересно. Местная молодежь к нам больше приходит, они у нас работают, этот процесс происходит, и для нас он важен», — говорит Казарновская.
Ульяна, администратор Ларца и одна из актрис форум-театра, поделилась, что к работам центра местные относятся по-разному. Кто-то не понимает, чем они тут занимаются и зачем все это. «Им нужно время, чтобы осознать, понять, кто мы. А есть те, кто, наоборот, радуется, что в городе происходит что-то новое, современное». В пример Ульяна приводит экскурсоводов, которые, по словам девушки, имеют в Суздале большой авторитет и как раз рады, что в городе появилось что-то из современной культуры, что в том числе можно использовать в своей работе.
Site-specific art и ГЭС на Нерли
Большую часть проектов МИРА центра можно отнести к site-specific art, когда искусство взаимодействует с пространством и смыслами, обретенными в условиях этого пространства. То есть такие работы нельзя воспринимать в отрыве от места, где они были созданы.
«Это такое искусство, которое выходит за рамки стен. Вокруг нас есть ландшафт, который заполняется культурой. Мы создаем, транслируем, наполняем смыслом, пробуем разные локации. Мы много занимаемся ландшафтным театром, созданием land art-объектов. Поэтому так или иначе мы меняем среду вокруг», — объясняет Евгения Казарновская.
Одна из площадок центра — ГЭС на Нерли — давно недействующая ГЭС, которую отреставрировали по проекту датских и российских дизайнеров. При реставрации старались максимально бережно сохранить руины ГЭС. Сейчас там проходят разные культурные события и творческие эксперименты. Площадка интересна не только своей архитектурой, акустикой, но и левитановскими видами вокруг.
Во время фестиваля здесь прошел показ спектакля «Монолог про Суздаль и повседневность» — четыре монолога, написанные Викторией Костюкевич, в постановке Дмитрия Волкострелова, сыгранные актрисой Дарьей Жовнер.
«Пьеса возникла из встречи Костюкевич с дневником Веры Селезневой, 16-летней жительницы Суздаля начала ХХ века, которая описала свои будни», — говорится в описании постановки. И здесь тоже произошло взаимодействие чужих и местных, только сквозь время: в постановке монологи дополняли записи актрисы, ее впечатления от текста, города и работы над спектаклем. В конце она вышла из здания и буквально растворилась в пространстве.
По словам Евгении Казарновской, основной зритель центра МИРА — это культурный турист, тот, который в поездках ищет впечатления от культурных событий, искусства. В Суздале таких туристов становится гораздо больше, в том числе благодаря работе центра.
«Нам хотелось, чтобы в Суздаль приезжали творческие люди и могли создавать здесь свои проекты, музыку, театр, перформансы, фестивали. Нам хотелось создать пространство, соразмерное этому городу. Когда мы начинали, здесь не было современной культуры и не было возможности пойти куда-то в театр или музыку послушать. Прошло два года, и сейчас здесь невероятная культурная программа. Суздаль стал культурной столицей.
Это не только заслуга МИРА центра: появилась Екатерина Проничева (генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — Прим. АСИ), стала делать совсем другой Владимиро-Суздальский музей-заповедник, мэр города сейчас тоже из культуры (Алиса Бирюкова, прежде чем возглавить администрацию, занимала должность директора департамента культуры администрации Владимирской области. — Прим. АСИ), Вадим Дымов (предприниматель. — Прим. АСИ) много делает для города и сейчас поддерживает выставки — поэтому это не только наша заслуга, но какой-то импульс и социальный вклад нашего центра здесь тоже есть», — заключает Казарновская.