Новости
Новости
26.09.2024
25.09.2024
24.09.2024
18+
Серии

Кейс: исследование о детском лейкозе и чат-бот

История сотрудничества благотворительного фонда “ЖИВИ” и команды исследователей Research&Dragons, которые выяснили, что россияне знают о детском лейкозе и как фонду наладить коммуникацию с родителями.

Фото: Carlos Muza / Unsplash.com

Партнеры и участники 

— Благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям “ЖИВИ”

— команда Research&Dragons – сотрудники исследовательской компании Ipsos 

История сотрудничества

В 2024 году конкурс Research Got Talent прошел в четвертый раз. Команды молодых исследователей разработали и провели проекты для некоммерческих организаций. 

Плашка: Конкурс Research Got Talent проводит Международная исследовательская ассоциация ESOMAR в партнерстве с фондом Future Research, ассоциацией ОИРОМ и платформой социальных изменений todogood.  АСИ — информационный партнер конкурса.

Благотворительный фонд “ЖИВИ” и исследователи Research&Dragons участвовали в конкурсе впервые. То, что они будут работать вместе, определила жеребьевка. В итоге проект о детском лейкозе – осведомленности общества о заболевании и выстраивании коммуникации с родителями – занял первое место. 

С 2015 года у фонда “ЖИВИ” есть “Инфоцентр Детский Лейкоз”, где собрана информация о симптомах, диагностике и лечении злокачественных заболеваний крови.

“Нам хотелось понять, что изменилось за годы работы Инфоцентра, правильные ли форматы мы используем, что сегодня о детском лейкозе думают родители. Потому что важно делать остановки и сверяться, туда ли ты движешься”, – объясняет Елена Дубикова, исполнительный директор фонда “ЖИВИ”. 

Фото предоставлено фондом «Живи»

В перспективе исследование должно было помочь фонду в создании чат-бота, который позволит родителям не просто прочитать общую информацию на сайте Инфоцентра, а задать конкретный вопрос и сразу получить ответ.

“Наша задача состояла в том, чтобы подготовить рекомендации для его формирования. Чат-бот — это онлайн-инструмент, а мы, собственно, и занимаемся онлайн-исследованиями. Поэтому у нас с коллегами произошел perfect match”, – комментирует Мадина Ярцева, участница команды Research&Dragons.

Совместный проект 

Исследователям необходимо было выделить основные боли аудитории – то, что ее интересует – и пробелы в знаниях – что люди ищут чаще всего. Для этих целей специалисты выбрали метод анализа социальных медиа, а также изучили поисковые запросы пользователей в Яндексе, открытые источники по теме лейкоза и данные РосИндекса (собственного продукта компании Ipsos – Прим. ред.) про отношение людей к здоровью.

Елена Дубикова признается, что у нее были сомнения насчет методологии: отправляя заявку, она рассчитывала на проведение количественного или качественного исследования, прежде всего опроса. Однако фонд доверился команде и, по словам директора, не ошибся.

“Аналитика социальных медиа вполне может дать и количественные, и качественные данные. Учитывая, что у нас не было цели попасть в боли конкретной целевой аудитории, анализ социальных медиа хорош тем, что мы берем срез по большому полю данных — всем пользователям, которые используют Интернет на территории России. Таким образом мы смогли сформулировать рекомендации, которые будут полезны большому количеству людей”, – объясняет Мадина Ярцева. 

Фото из личного архива Мадины Ярцевой

Дополнительно команда провела кабинетное исследование, изучив открытые источники в Интернете. “Этот метод не относится к аналитике социальных медиа напрямую. Но нам нужно было провести анализ того, что уже написано по теме лейкоза, чтобы создать теоретическую базу, понять, в каком направлении двигаться. Когда ты анализируешь социальные медиа, важно не потеряться в обилии информации и понять, что конкретно ты ищешь”, — комментирует исследовательница.

Результаты проекта показали, что россияне думают и знают о лейкозе. “Спойлер: ничего”, – говорит Дубикова. Мадина Ярцева объясняет это отсутствием достаточного количества достоверной и систематизированной информации о лейкозе, при этом проблема, по ее мнению, кроется глубже. “Оказалось, что одна из ключевых причин, почему люди верят в мифы, – низкая медицинская грамотность населения в целом. Это грустно, но это факт”, – дополняет она.

Для директора фонда неочевидным результатом исследования стало понимание, что родители боятся думать о детском раке: они любят своего ребенка и не могут сопоставить с ним заболевание. Как объясняет Дубикова, несмотря на то, что по слову “лейкоз” очень много запросов, в большей степени информацию ищут не о симптомах и диагностике, а о лечении, то есть когда ребенок уже заболел.

Осложняет ситуацию большое количество негативного контента в Интернете: истории о течении болезни, сложностях и смерти описываются ярко, тем временем о выздоровлении и жизни после лейкоза пишут редко и менее эмоционально. 

При этом Елена Дубикова отмечает, что результаты исследования не рассказали сотрудникам фонда что-то “суперновое” о детском лейкозе и его восприятии обществом, но они стали важным подтверждением их мыслей и догадок.

“Это очень ценно, потому что когда ты разговариваешь с партнерами, донорами или спонсорами, ты можешь опираться на конкретные данные конкретного исследования”, – объясняет она.

Мадина Ярцева отмечает, что методологию, которую разработала команда, можно использовать в исследованиях и для других некоммерческих организаций. “Социальные медиа – большое поле знаний, где есть информация практически по любой теме. То, что касается заболеваний, и все, что касается детей, активно обсуждается мамочками на различных форумах и в социальных сетях. Разработанный нами подход, конечно, персонифицированный под конкретные задачи, подойдет для решения задач разных НКО и других компаний”, – комментирует она.

Директор “ЖИВИ” надеется, что на основе проекта им удастся создать чат-бот о детском лейкозе. Однако пока фонд не смог получить на это президентский грант. 

Особенности сотрудничества

Как вспоминает Елена Дубикова, на этапе подачи заявки организаторы конкурса постоянно повторяли, что фондам нужно быть вовлеченными, вплотную работать с исследовательской командой. “Конечно, переживала, потому что у меня нет опыта проведения таких больших исследований”, – рассказывает она.

На деле общение включало три онлайн-встречи: по брифу, методологии и презентации результатов. “ Мы с фондом согласовали методологию, а затем ушли “в поля”. На этот момент коммуникация практически отсутствовала, хотя периодически коллеги писали и предлагали помощь. Но это особенность выбранного метода”, – говорит Ярцева. 

Для нее опыт работы с НКО оказался “чудесным и суперкомфортным”. “К концу исследования благотворительный фонд и исследовательская группа стали единой командой, которая смотрит в одном направлении и движется к одной цели”, – добавляет она.

Факторы успеха

По мнению Елены Дубиковой, делать срез общественного мнения и углубляться в изучение проблемы, необходимо всем некоммерческим организациям. Одна из причин – своего рода профдеформация сотрудников. 

“Я уже 11 лет работаю в фонде и занимаюсь проблемой детского лейкоза. Когда мы общались с исследователями и они делились своими мыслями – у них тоже есть дети – я поняла, что думаю не как родитель, а как сотрудник фонда, – отмечает директор “ЖИВИ”. – Общение с командой помогло снять пелену с моих глаз, встряхнуться и посмотреть на проблему по-другому”.

Команде исследователей Research&Dragons сотрудничество с благотворительным фондом подарило ощущение причастности. “Это твой вклад в благополучие вселенной, скажем так. И это в принципе здорово, когда вы не просто исполнитель и заказчик, а когда вы превращаетесь в одно целое”, – считает Мадина Ярцева. Исследователи Ipsos решили, что при возможности будут и дальше помогать коллегам из фонда “ЖИВИ”, “теперь даже друзьям”.

Материал подготовлен по проекту «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике