Текст подготовлен по итогам сессии «Женское лицо благотворительности: как руководительницы НКО меняют мир», которая прошла 27 сентября на ежегодном FWD. Woman Summit.
Главный редактор Forbes Woman и Forbes Life и модератор дискуссии Юлия Варшавская перечислила лишь некоторые сложности, с которыми сталкиваются некоммерческие организации по всей России: санкции, системные изменения, пандемии, военные конфликты, новые законы.
«Как в таких условиях НКО быть более системными, сотрудничать с бизнесом, заниматься профессиональной подготовкой кадров?» — спросила у экспертов Юлия.
Учеба как опора
Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья», рассказала, что в 2022 году перед фондом встал вопрос экзистенциального характера: «А точно ли идея профессионализма в благотворительности сейчас актуальна? Действительно ли наши образовательные проекты нужны в такое время?».
По словам Марии, в тот момент в разгаре был очередной курс школы. Анализ происходящего показал: как образовательная институция фонд стал опорой для многих людей в условиях турбулентности. С психологической точки зрения учеба оказала благотворное влияние на обучающихся, не дав выбить землю у них из-под ног.
«Когда мы учимся, мы мысленно выстраиваем будущее. Это хорошо помогает в условиях неопределенности. К тому же при обучении мы рассказываем о том, какие бывают сложности и барьеры и как их побороть вместе. Образовательный процесс помогает людям открыто разговаривать на одном языке и видеть общие цели», — объяснила Баландина.
Сегодняшний день, конкретный пациент
Елена Мартьянова, директор благотворительного фонда «Вера», рассказала, что с 2022 года некоммерческий сектор терпит сильнейший отток экспертов. Одни уезжают из России, а другие, оставшиеся, устают и выгорают.
«Сначала был ковид, потом случилось 24 февраля. Мы стали думать, зачем нужно все то, о чем мы говорили так много лет, — качество жизни, ценность человеческой жизни — и насколько мы все это можем сохранить с учетом утечки кадров», — поделилась Елена.
Ответ на этот вопрос оказался прост: паллиативным пациентам фонда каждый день нужен уход, обезболивание, забота и бережное отношение. Оказалось, что основная ценность как раз в том, чтобы каждый день возвращаться к одному и тому же пациенту, жить сегодняшним днем.
При этом важно вкладываться в тех людей, которые уже пришли в эту сферу. А с темой смерти, как известно, готовы работать далеко не многие. Часто не хватает врачей, кейс-менеджеров, нянь, сотрудников благотворительных программ. Поэтому важно не только системно вкладываться в фонд, но и поддерживать тех, кто в нем работает.
«Каждый день одного из наших подопечных может быть последним. Поэтому самое важное для нас сейчас — это не терять знающих людей, сохраняя тем самым все самое лучшее, что у нас есть. К тому же паллиативная помощь — это не только помощь тому, кому больно. Это еще и помощь его близким, которые останутся после него. И от того, насколько качественно мы поможем сейчас, будет зависеть жизнь, возможно, даже не одного поколения», — говорит Мартьянова.
«Рак не уходит на карантин»
Похожий подход к проблемам озвучила Екатерина Шергова, директор благотворительного фонда «Подари жизнь».
«Жизнь у нас такая: вокруг может происходить все что угодно: растут цветы, переворачивается все с ног на голову, начинаются и заканчиваются пандемии и военные конфликты. Но дети болеть не перестают. И от этой мысли горизонт планирования расширяется сам по себе», — говорит Екатерина.
По словам Шерговой, иногда именно работа организации и держит на плаву всех руководителей и сотрудников.
«У нас у всех есть не только наша семья, о которой надо заботиться. У нас есть ответственность за других и миссия (хотя я не люблю это слово) фонда. И эта миссия не давит, но вытаскивает нас из депрессии. Поэтому мы делаем все, чтобы даже из самых сложных времен выйти без потерь», — подытожила Шергова.
Нет драматической подаче
Ирена Понарошку, журналист, блогер, экоамбассадор, ведущая проекта «Добрая суббота», член Попечительского совета фонда «Клуб добряков», озвучила свое послание всем некоммерческим организациям.
«Благотворительность — это не грустное лицо, бровки домиком, голос с надрывом и так далее. Я за то, чтобы делать добрые дела быстро, радостно, эффективно. А затем дальше жить свою прекрасную жизнь. Я не выбираю никогда излишне драматические фотографии для постов. Приучаю людей к тому, что это приятная часть жизни, а не неприятная обязаловка. Мы не искупаем грехи, не отмываемся и не каемся. Мы помогаем, — причем не из дефицита, а потому, что внутри нас уже так много всего, чем мы хотим делиться», — говорит Ирена.
На сегодняшний день устойчивое развитие — это нисходящий тренд, считает Понарошку. Сначала случилась пандемия, когда весь мир завалило одноразовыми масками и перчатками, и все подумали: о какой сортировке мусора вообще может идти речь? А затем — военный конфликт, и экологическую повестку задвинули в дальний ящик.
Что делать в таком случае? Двигаться маленькими шажками: раз в месяц вывозить из офиса бумагу на переработку или собирать крышечки у себя в подъезде.
Четыре правила
Когда в 2022 году началась СВО, «Ночлежка» во главе с Дарьей Байбаковой выделила четыре самые важные задачи в условиях турбулентности.
1. Сохранить те проекты и инфраструктуру, которые уже есть, поскольку с каждым годом в России бездомность растет.
2. Не прекращать развитие. Важно подбирать подходы, которые сокращают «стаж» бездомности. Нельзя забывать, что в России еще есть регионы, в которых нет абсолютно никакой инфраструктуры помощи бездомным людям.
3. Продолжать представлять будущее, в котором у «Ночлежки» и общества в целом все получилось. Думать про далекое будущее, в котором возможны перемены и можно заниматься профилактикой, где нет законов, которые дискриминируют бездомных и людей без регистрации.
4. Продолжать изучение проблемы и распространять эти знания.
Женщины в Арктике
Даже в самых благополучных арктических городах, где жизнь местных завязана вокруг крупного завода, женщинам не хватает возможностей для саморазвития.
«Вот я, как женщина, живущая в городе с населением 40 тысяч человек, не разбираюсь в йоге не потому, что она мне не нравится, а потому, что ее у нас просто нет», — говорит Мария Соловьева, исполнительный директор эндаумент-фонда «Кольский».
Чтобы в Арктике появлялись интересные проекты для женщин, важно поддерживать местные НКО. В прошлом году «Кольский» провел первый грантовый конкурс, в котором, среди прочего, выделяли до 200 тысяч рублей на уставную деятельность некоммерческих организаций.
«Я призываю крупный бизнес присмотреться к этой форме благотворительности, а другие благотворительные организации, которые сейчас осуществляют грамотную и точную поддержку, присмотреться к другим формам поддержки, хотя бы к развитию того, что хорошо работает», — посоветовала Мария.