Новости
Новости
18.11.2024
15.11.2024
14.11.2024
18+
Статьи

Сопровождаемое проживание: опыт регионов и точки роста

Уже несколько лет в России внедряют практику сопровождаемого проживания. Каких результатов удалось достичь и в чем нужны улучшения — отвечают эксперты.

сопровождаемое проживание
Фото: Jakub Żerdzicki / Unsplash

Материал подготовлен по итогам заседания Совета при правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере на тему «О первых итогах реализации закона о сопровождаемом проживании, трудовой деятельности и социальной занятости инвалидов», которое состоялось 15 ноября 2024 года.

В сентябре прошлого года Федеральным законом № 137-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было закреплено понятие «сопровождаемое проживание инвалидов».

«Еще с 2017 года нами была проделана серьезная работа. Например, были разработаны методические рекомендации по организации сопровождаемого проживания. А с 2019 года по программе ”Доступная среда” начали предоставляться субсидии регионам для развития сопровождаемого проживания, на подготовку специалистов и обустройство помещений», — отмечает Татьяна Голикова, заместитель председателя правительства Российской Федерации.

Также с 2022 года в Воронежской и Нижегородской областях Министерство труда и социальной защиты РФ реализует пилот по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства инвалидов с ментальными нарушениями, включая сопровождаемое проживание.

На данный момент практика сопровождаемого проживания реализуется в 84 регионах. В 69 регионах практикуется социальная занятость, в 67 — сопровождаемая трудовая деятельность.

Невидимая категория

По оценкам экспертов, сейчас на сопровождаемом проживании находятся порядка 1200 человек. Чаще всего учебно-тренировочное проживание проходит в стенах ПНИ, где для этой категории жильцов организуют специальные условия. 

«Что же препятствует выводу из стен ПНИ? Мы знаем несколько причин: это и вопросы опеки над недееспособными или ограниченно дееспособными людьми, и вопросы проживания в специализированном жилье малыми группами, которые недорегулированы. В целом ситуация движется к выводу инвалидов из стационарных учреждений социального обслуживания. Но есть еще много людей, которые проживают в семьях», — говорит Елена Клочко, председатель Совета ВОРДИ.

Люди с ментальной инвалидностью, проживающие в семьях, — невидимая категория для государства в плане организации сопровождаемого проживания. По разным оценкам, в России около 1,1 млн человек с ментальной инвалидностью. В ПНИ проживают только 150 тысяч человек. А значит, в социальном проживании нуждается намного больше людей, чем может показаться на первый взгляд.

Актуальная задача сейчас — определиться с реальным потенциальным количеством нуждающихся. 

«Хотя значительное количество людей, нуждающихся в сопровождаемом проживании, уже живут в социуме. Вопрос в том, чтобы не допустить их попадания в институциональные заведения, а превентивно обеспечить их социальной дневной занятостью или сопровождаемой трудовой деятельностью», — уверена эксперт.

Вопрос финансирования

Следующая проблема: социальная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность развиваются не так быстро, как сопровождаемое проживание. И это — еще одна точка роста, поскольку именно эти механизмы предотвратят попадание в ПНИ многих людей с ментальными нарушениями, уверена Елена Клочко.

Сейчас семьи часто вынуждены доплачивать за подобные услуги. Это сильно тормозит развитие социальной занятости: у семьи не всегда хватает средств и ресурсов. А поскольку социальная занятость — это не кратковременный курс, а то, чем человек будет заниматься почти всю жизнь, нужно детальнее проработать вопрос финансирования, считают эксперты.

Также эксперты поднимают вопрос финансирования НКО, которые оказывают такие услуги. Поскольку социальная занятость или организация сопровождаемого проживания не должна прерываться, даже если организация не выиграет новый грант или потеряет часть пожертвований.

Фото: Towfiqu barbhuiya / Unsplash

«Мы просим Минтруда включить в мониторинг позиции относительно того, кто реализует такие услуги — госпоставщики или НКО. Тогда мы поймем, насколько организации сильно вовлекаются в этот процесс», – отмечает Елена Клочко.

Возможности для недееспособных и квартирный вопрос

Еще одна проблема в том, что сейчас сопровождаемое проживание доступно либо дееспособным людям, либо тем, у кого есть опекуны. Чаще всего опекунами становятся родственники. Если по какой-либо причине опекать человека становится некому, то он рискует попасть в ПНИ.

Чтобы этого избежать, сейчас опеку над человеком берут на себя сотрудники НКО, помогающие граждане, волонтеры. Но это персональные инициативы, не решение проблемы на федеральном уровне.

«У нас есть примеры, как люди, которые готовы к сопровождаемому проживанию, не могут получать эту услугу, потому что мы не можем найти им опекуна. Наше главное предложение — возлагать права опекунов на организации, которые являются поставщиками соцуслуг. Потому что многие физические лица пока боятся брать ответственность», — отмечает Анна Битова, председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики».

Также важно формирование специализированного жилищного фонда. Например, есть люди с ментальной инвалидностью, которые получили квартиры как бывшие дети-сироты. При этом воспользоваться этими квартирами невозможно, поскольку сам человек живет в интернате.

Если бы эту площадь можно было выделять под квартиры сопровождаемого проживания, это решило бы часть вопросов. Но нужно законодательное регулирование.

Опыт регионов

В Ленинградской области работает «Мультицентр социальной и трудовой интеграции», который развивает систему сопровождаемого проживания. Сейчас в центре на разных этапах сопровождения находятся 150 людей с ментальной инвалидностью. 

«Мы столкнулись с тем, что если услуги нет в перечне соцуслуг, то вы как поставщики не можете ее оказывать. А если все же решите, то не получите финансирования, поскольку услуги нет в тарифе. Чтобы это изменить, мы создали дополнительный перечень соцуслуг и возможность их применения в Ленинградской области», — отмечает Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области.

В дополнительный перечень вошло 14 услуг по сопровождаемому проживанию. Есть новые: например, «помощь в управлении финансовыми ресурсами», чтобы люди с ментальной инвалидностью могли совершать денежные операции.

Также правительство Ленинградской области поддерживает предприятия, которые трудоустраивают людей с ментальной инвалидностью. Так, компании могут дать субсидию размером до 500 тысяч рублей на создание специализированного рабочего места. Наставникам до трех месяцев выделяют стимулирующие выплаты. 

Фото: Pawel Chu / Unsplash

Нижегородская область — один из регионов, где реализуется пилотный проект по формированию организационно-финансовой модели жизнеустройства людей с ментальными нарушениями. Чтобы понять, какой уровень сопровождения нужен, эксперты провели обследование 350 людей с инвалидностью из ПНИ. Исследования показали: каждый пятый нуждается в сопровождении, по объему — не более 12 часов в неделю.

Сейчас в специализированном жилом доме живут 11 инвалидов с ментальными нарушениями. За два года проекта двое человек получили жилье как дети-сироты и переехали жить самостоятельно в собственные квартиры.

«Участники проекта самостоятельно обустраивают свой быт, готовят, ходят в магазин, живут обычной жизнью. Сопровождение обеспечивают сотрудники центров специального обслуживания», — отмечает Андрей Гнеушев, заместитель губернатора Нижегородской области.

В планах на 2025 год — отремонтировать еще четыре квартиры, ввести постоянные программы социально-бытовой адаптации и подготовки к проживанию вне интерната в двух детских домах-интернатах и создать стандарты оказания услуг по сопровождаемому проживанию.  

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике