Текст подготовлен по итогам круглого стола ОП РФ «Роль НКО в работе с лицами, страдающими от разных видов зависимости, и лицами без определенного места жительства», прошедшего 20 ноября.
Эта группа людей — тоже граждане с правами и обязанностями, говорит Елена Тополева-Солдунова, директор АСИ и председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора. А с учетом вызовов, связанных с демографией и кадрами, нужно предпринимать шаги, чтобы улучшать ситуацию с человеческими ресурсами.
«Если мы — коммерческий сектор, НКО и власть — будем работать вместе, то нам удастся помочь людям, подверженным зависимостям или оставшимся без крыши над головой, выбраться из тяжелой ситуации. Они смогут социализироваться, работать и создавать семьи», — добавила Елена Тополева-Солдунова.
Вячеслав Батурин, начальник управления межведомственного взаимодействия Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России, рассказал о том, как проходит работа в государственной стратегии по антинаркотической политике до 2030 года.
Стратегия формирует стандарты профилактической деятельности в антинаркотической сфере. «Над этими стандартами мы работали три года. Наконец я могу сказать, что они закончены. Мы четко обрисовали вопросы для каждой категории граждан и каждого направления профилактической работы и постарались описать результат, который должны получить по окончании профилактических действий», — сказал Батурин.
Опыт НКО
Андрей Якунин, руководитель направления помощи бездомным людям Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ и директор АНО «Милосердие», рассказал о тюменском опыте помощи людям с зависимостями.
«Мы можем сколько угодно восстанавливать документы, давать еду, одевать и обувать, но если мы не выстраиваем с бездомным человеком работу над его личностью, то ничего не выйдет. Особенно если у него имеются зависимости», — считает Якунин.
Он предложил несколько вариантов помощи бездомным людям с зависимостями. Так, мотивировать бездомных людей на реабилитацию можно уже тогда, когда они приходят на пункт обогрева, — то есть на самой ранней стадии, когда комплексные серьезные меры еще невозможны. В Тюмени уже существует такая практика, и Якунин призывает масштабировать ее на другие регионы.
На этапе, когда бездомный человек попадает во временный приют, появляется возможность терапевтической помощи, но существует проблема: сроки пребывания там ограничены.
Для наиболее замотивированных людей в Тюмени существуют центры реабилитации. Они подразумевают полное погружение в реабилитационный процесс с вовлечением в трудовую деятельность.
Последний вид помощи бездомным, который, по словам Якунина, часто подвергается нападкам со стороны общества, — это дома трудолюбия. В них создана терапевтическая среда, система норм и правил, а труд является обязательным требованием для приема. Реабилитационная программа в домах трудолюбия отсутствует, что подходит для подавляющего большинства зависимых бездомных. К тому же срок пребывания в домах трудолюбия неограничен.
«НКО, помогающие лицам, страдающим от разных видов зависимости, и лицам без определенного места жительства, — это объединение, умножающее результат работы. Если мы будем развивать эффективную систему реабилитации зависимых, это будет являться первичной профилактикой бездомности», — говорит Якунин.
Несколько предложений по решению проблемы
- Создать при ОП РФ межведомственную рабочую группу по разработке пакета предложений по совершенствованию правового поля, обеспечивающего устойчивое развитие НКО, занимающихся помощью зависимым и бездомным людям. В рабочую группу включить представителей всех профильных ведомств (Минздрав, Минтруд, МВД, МЧС, Роспотребнадзор, УФСИН) и экспертов НКО.
- Предложить региональным общественным палатам создать ресурсные центры поддержки НКО, оказывающих помощь зависимым и бездомным людям.
- Создать саморегулирующую организацию НКО, оказывающих помощь бездомным людям, и совместно разработать общую дорожную карту по развитию системы помощи.
По словам Евгения Цибарта, президента Ассоциации реабилитационных центров Челябинской области «Южный Урал без наркотиков», задачи по ресоциализации зависимых людей решаются в основном силами негосударственных организаций. По приблизительным расчетам, в России существует 2500–3000 организаций, занимающихся ресоциализацией, но, по мнению Цибарта, их гораздо больше.
«В 2022 году мы поняли, что эффективнее всего будет работать по единым стандартам. Поэтому мы создали проект “Антинаркотический ресурсный центр”, основная задача которого — создание комплексной службы поддержки лиц с наркотической и алкогольной зависимостями и членов их семей на основе объединения усилий и ресурсов СО НКО Челябинской области», — рассказал Евгений.
Центр занимается обучением и оказанием консультационной помощи специалистам СО НКО Южного Урала, работающим с людьми с химическими зависимостями и членами их семей, обучением руководителей СО НКО, проведением мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни, и профессиональной практической подготовкой будущих специалистов по социальной работе — студентов ЧелГУ.
С 2016 по 2023 год в ресурсном центре ассоциации прошли программу реабилитации 3200 человек. Устойчивая ремиссия наблюдается у 40%.
Эмиль Сосинский, руководитель Дома трудолюбия «Ной», рассказал, что через пару лет работы в организации решили, что покупка билетов, аренда жилья, кормление и другие услуги увеличивают количество тунеядцев среди бездомных людей.
«Они подсаживаются на иглу этих сервисов. Понимают: тут меня накормят, тут напоят, тут оденут. Выданные полезные вещи можно продать и пропить, да и на полученную милостыню тоже можно купить алкоголь. Поэтому мы перешли на модель “дай бездомному жилье и оплачиваемую работу”. И 10 лет назад это оказалось рабочей стратегией: 90% бездомных людей готовы были трудиться», — заявил Сосинский.
Кроме домов трудолюбия, у «Ноя» есть социальные дома — в них живут только пожилые люди, люди с инвалидностью, женщины и дети. Они без работы тоже не остаются: подопечные плетут коврики, изготавливают фигурки из дерева, разводят скот.
Александр Березовский, директор организации «Ремар» Самарской области, отмечает, что система помощи бездомным людям формировалась эволюционным методом последние 40 лет. «При этом говорить о системе у меня не поворачивается язык. Система — это нечто понятное, управляемое и конкретное. Но у нас этого по факту нет», — говорит Александр.
Березовский упомянул проблему, которая существует на рынке оказания социальных услуг: многие мошеннические организации мимикрируют под реальных поставщиков социальных услуг. «Нам сегодня важно отделить мух от котлет, потому что организации, которые работают добросовестно — платят налоги и постоянно повышают квалификацию своих сотрудников, оказываются очерненными теми организациями, которые просто под них мимикрируют», — добавляет Березовский.
Сделать это Александр предлагает так: собрать все жалобы, когда-либо направленные в МВД на конкретную организацию, и получить хоть какую-то статистику. Это поможет хотя бы немного сориентироваться, считает Березовский.
Мнение властей
Замдиректора департамента социальной защиты и социального обслуживания Лариса Семенова отметила, что часто слышит критику в адрес Минтруда и органов исполнительной власти.
«Руки у нас связаны теми же финансами и полномочиями. Когда мы приняли 504-ФЗ, мы в нем определили, что же такое социальная реабилитация. Это предоставление социальных услуг — я обращаю ваше внимание — за исключением социально-бытовых услуг», — говорит Семенова.
Минтруд оказывает социальные услуги (кроме питания и проживания) только тем, кто прошел через лечение и медицинскую реабилитацию — эту помощь оказывает Минздрав. В центре внимания Минтруда — те, кто находится в стойкой ремиссии, и те, кто нуждается в социальном обслуживании, особенно при отсутствии средств к существованию и жилья.
Полную запись круглого стола можно посмотреть по ссылке.