Непрофессиональное искусство
В старинном особнячке, где располагается екатеринбургский Музей наивного искусства, живая и уютная тишина. Поскрипывают старинные лестницы, слышны приглушенные разговоры и негромкий смех, теплый осенний свет падает через высокие окна на улыбающихся котов и сов, яркие жизнерадостные пейзажи и забавные надписи.
В одном из залов атмосфера неуловимо меняется — голоса картин становятся робкими и тревожными, словно их авторы говорят со зрителем наперебой, спеша быть услышанными. Это зал выставки работ художников с ментальными особенностями «Другие измерения. Урал».
Организатор выставки — некоммерческая организация из Санкт-Петербурга «Аутсайдервиль», продвигающая аутсайдер-арт по всей России. Основной профиль ее деятельности — профессиональное кураторство и всесторонняя поддержка художников с ментальными особенностями.
«Наша цель — используя интерес к искусству, заложить основы цивилизованного отношения к людям с различными ментальными особенностями», — объяснила АСИ замысел выставки Ольга Фоминых, учредитель АНО «Аутсайдервиль», общественный деятель, член Европейской ассоциации аутсайдер-арта.
Искусство аутсайдеров, или аутсайдер-арт, — относительно новое художественное направление. Так в искусстве стали называть творчество независимых художников, научившихся рисовать самостоятельно, часто имеющих ментальные особенности или работающих в сложных условиях, например в больницах. Из-за отсутствия художественного образования представители аутсайдер-арта не придерживаются канонов и нестандартно подходят к технике, материалам и образам.
«Это люди, которые видят мир под другим углом и различают недоступные нам детали и оттенки. Зачастую именно творчество помогает сохранять хрупкую стабильность их мира. Мир знает множество гениев с ментальными особенностями, которые стали популярны и востребованны после смерти», — рассказала АСИ Анна Клещева, педагог екатеринбургского проекта «Истинное зрение», который помогает профессионально развиваться творческой молодежи с аутизмом и другими ментальными особенностями (организатор — АНО «Лаборатория социальных инноваций»).
Проект «Истинное зрение» предоставил для выставки «Другие измерения. Урал» работы четырех художников.
«Для наших студентов живопись — это способ взаимодействовать с обществом. В некоторых случаях — единственно доступный. Это возможность ретранслировать свои идеи и эмоции, осознать свою ценность и уникальность.
Люди с аутизмом и схожими ментальными особенностями видят мир немного иначе. Поэтому часто акцентируются на деталях, находящихся за пределами нашего восприятия. Именно поэтому их произведения бывают столь привлекательны для зрителей и коллекционеров. А нам, в свою очередь, очень важно, чтобы наши подопечные ощущали себя востребованными и успешными», — признается Анна Клещева.
Сохранение культурного наследия
Посетители экспозиции в Екатеринбурге могли увидеть более 70 работ (картин, графики и арт-объектов) художников-аутсайдеров из Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской областей, а также из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Коллекцию собрали в ходе проекта «АртЭкспедиция», ориентированного на изучение творчества людей с психическими особенностями и сохранение их культурного наследия.
Проект также ставил перед собой задачу исследовать состояние и представленность арт-терапевтических практик в региональных психоневрологических диспансерах и интернатах, студиях при реабилитационных отделениях психиатрических больниц, арт-центрах при некоммерческих организациях. Организаторы проекта надеялись по результатам «АртЭкспедиции» улучшить качество жизни художников с ментальными особенностями, поспособствовать их социализации, вовлечь их в инклюзивные и социокультурные программы.
«Благодаря “АртЭкспедиции” независимые художники получают реальную возможность экспонировать значимые творческие работы и арт-объекты. Более того, часто они оказываются востребованы не только обществом, но и рынком современного искусства — произведения продаются. А значит, у авторов с ментальными особенностями появляется возможность не только социализироваться, но и повышать уровень своего благосостояния творческим трудом», — замечает Ольга Фоминых.
Искусствоведы о работах художников с ментальными особенностями
Произведения, представленные на выставке, — концентрированная выборка из множества работ. Сотрудники музея, оценивавшие коллекцию, отметили, что все работы довольно разномастные, но при этом обладают неуловимой общностью.
«Мне как исследователю в первую очередь интересен поиск новых граней непрофессионального искусства — от традиционного наива до аутсайдер-арта, который мы только начинаем изучать. Произведения очень разные с точки зрения техник, материалов, а главное — содержания.
Во многом это объясняется большой территориальной удаленностью авторов друг от друга, не говоря уж о типичной для аутсайдерского искусства индивидуальности. Во многих произведениях присутствуют географические и этнические мотивы, что делает их еще более привлекательными», — пояснила АСИ Яна Таушканова, научный сотрудник отдела наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
В музее направление аутсайдер-арта рассматривают как новый вектор развития. Предварительно, как отмечает Яна Таушканова, важно подготовить посетителей к новым впечатлениям, говоря с ними об аутсайдер-арте на понятном языке.
Специалисты музея намерены популяризировать направление, причем не только за счет проведения стандартных экскурсий. Уже вышла видеоэкскурсия от специалистов «Аутсайдервиля», из которой каждый сможет узнать историю создания выставки «Другие измерения. Урал». Музей на своей официальной странице в социальной сети «ВКонтакте» сделал серию постов, объединенных темой «Азбука аутсайдер-арта». В этих публикациях специалисты рассказывают о терминах, фактах и представителях этого направления.
Также участники проекта продолжают бороться со стереотипами, связанными с особым искусством.
«Нас очень смущало, что творчество наших художников воспринималось в первую очередь как проявление болезни. Или как некий парадокс — “смотрите, он еще и рисует”. Понадобилось больше четырех лет, прежде чем мы смогли доказать аудитории, что эти произведения могут иметь самостоятельную художественную ценность. Сейчас несколько картин находятся в частных коллекциях, а права на использование ряда изображений приобрели производители сувенирной продукции», — делится Анна Клещева.
После завершения вставки «Аутсайдервиль» продолжит сотрудничество с уральскими коллегами. Как отмечают в организации, несколько уральских художников с ментальными особенностями станут резидентами «Аутсайдервиля» и получат полноценную кураторскую поддержку, а если понадобится — медицинскую помощь и реабилитацию, включающую профессиональные арт-терапевтические практики. Кроме того, запланирован ряд совместных просветительских мероприятий и арт-проектов с профильными министерствами, культурными, медицинскими и социальными учреждениями, некоммерческими организациями.