5 декабря прошла презентация книги Дмитрия и Татьяны Комиссаровых «Видимо-невидимо. Как дружить с незрячим». Они — родители 12-летнего мальчика Феди, от лица которого и ведется повествование в книге. Книга вышла под редакцией Аси Кравченко — писателя, переводчика и выпускающего редактора издательства «Самокат».
Дмитрий и Татьяна пытаются разобраться в том, как устроен мир Федора и чем он отличается от нашего. Как он «видит» и чувствует мир, какие образы приходят ему на ум, когда ему говорят, как выглядит морж или другое животное.
Фото: Дина Ивина / АСИ
По словам Аси Кравченко, «Видимо-невидимо» писали долго: авторы никак не могли, как им казалось, достичь идеала, и все им казалось неправильным. Татьяне — в написанном, Дмитрию — в нарисованном. Комиссаровы признались: ощущалось это как шаг вперед и два — назад. Но в итоге им удалось приблизиться к тому миру, о котором рассказывал Федя.
Книга начинается как разговор отца и сына о том, что они видят вокруг себя. То есть не только мальчик, но и родители описывают мир, в котором живут. Это два разных мира, которые во многом пересекаются. В книге это переплетение проявляется в том, что она одновременно написана и для зрячих людей, и для незрячих — с помощью азбуки Брайля.
Чтобы в книгу было интереснее погружаться, некоторые страницы оформлены в виде комикса. Например, один из разворотов посвящен самостоятельному пути Федора до класса — пути, который ему приходится проходить почти каждый день после того, как родители остаются за стенами школы, не в силах помочь сыну.
Зато они могут помочь дома. Вместе с Федей они моделируют маршруты: лестницы и школьные коридоры, косяки дверей и классные комнаты. Это помогает их сыну без труда добраться до нужного кабинета.
«Как понять, как незрячий ребенок понимает, что черный цвет — это черный, а круглое — это круглое? Мы рассматриваем тему зрения в целом и интеграции тотально невидящих людей в социум как полноценных представителей общества, отходя от вечного родительского оберегания и невыпускания из дома», — поясняет Владимир Плехов, руководитель программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
«Особый взгляд» присоединился к созданию книги на последнем этапе. По мнению Плехова, основная цель таких произведений — дестигматизировать и призвать не причинять добро и не сегрегировать общество на два лагеря — видящих и слабовидящих.
На фото — то, как маленький Федя представляет себе моржа. Это большой бесформенный серый мешок с клыками и ластами. Фото: Дина Ивина / АСИ
«У многих создалось впечатление, что инклюзия — это про жалость. Но книги, созданные не для, а про незрячих, вызывают другие чувства (и должны вызывать). Они приоткрывают завесу для нашего понимания. Дают ответ на вопрос “А как чувствуют мир такие же люди, как я, только лишенные зрения?”», — объяснил Плехов.
Он отметил, что это редкость, когда к книге подходят с такого ракурса. Обычно это либо история, которая вызывает жалость, тем самым невольно отдаляя читателя еще сильнее, либо методичка.
Для нас, «потерянного поколения, которому уже очень сложно принять какие-то парадигмы», книга «Видимо-невидимо» будет полезна как взгляд изнутри, считает Плехов. А вот молодое поколение достаточно знакомить и обучать в одной детсадовской группе — тогда незрячие дети станут частью жизни зрячих, а значит — нормой.
- Как сделать так, чтобы люди с инвалидностью начали больше путешествовать
- «Вдумайтесь, почему незрячий человек лишний раз не хочет идти в магазин?»
- «Тот пес, которому я хочу показать мир»: как работают собаки-помощники
- «Вой» и мяч с маракасами: как прошел товарищеский матч сборных России и Сербии среди незрячих футболистов