Традиция устраивать на Рождество благотворительные обеды и ужины для бедных и одиноких людей существует в разных странах мира. Волонтерское объединение «Друзья общины святого Эгидия» уже много лет проводит их в Москве. 7 января некоммерческая организация силами волонтеров и жертвователей подготовила три праздничных обеда: в храме Космы и Дамиана в Столешниковом переулке, в храме Успения в Успенском вражке и в одном из своих социальных центров.
Сначала в просторном храме в Столешниковом собирается больше сотни волонтеров, потом начинается, как кажется, хаотичное движение — и из него вдруг появляется настоящий праздник: за накрытые столы вот-вот рассядутся гости, зазвучит музыка, будут подарки.
Проходит последнее перед началом оргсобрание, где руководитель волонтерского движения «Друзья общины святого Эгидия» Светлана Файн распределяет задачи: кто будет встречать гостей на входе, кто разносить еду, кто сортировать и вручать подарки, а кто — и это одна из важнейших задач — вместе с приглашенным угощаться и общаться, делая это не «благотворительным обедом для бедных и несчастных», а общим праздником. Здесь за одним столом оказываются люди с улицы и люди из дипломатических кругов, чиновники могут быть официантами для бездомных, присутствуют все возрасты, и каждый — независимо от того, в какой он сегодня роли, — радуется.
Одиннадцатилетняя Соня на рождественском обеде в 11-й раз. «Первый раз была со мной в слинге», — рассказывает ее мама Наталья Маркова, координатор проекта «Друзья на улице» движения «Друзья общины святого Эгидия». Соня уже была в команде подарков, а в этом году она официант. Для нее рождественские обеды обязательный атрибут праздника вместе с новогодней елкой и подарками: «Это база», — говорит она.
Анастасия Кабакина здесь впервые: «Для меня эта история началась немножко грустненько». О рождественских благотворительных обедах она узнала, когда разводилась и думала, как и с кем отметить Новый год. Она рассматривала фото в интернете и мечтала, как было бы здорово стать участницей такого по-настоящему чудесного мероприятия. Но прошло несколько лет, прежде чем она решилась прийти. В декабре в свой день рождения она познакомилась с «Друзьями общины святого Эгидия», помогала им в подготовке подарков и раздаче еды на улице. А в это Рождество наконец впервые оказалась на обеде в качестве волонтера, общающегося за столом с гостями. «Волнительно», — признается она перед началом.
«Один из секретов наших рождественских обедов — отсутствие суеты. Волонтер приходит, и ему хочется что-то скорее делать — он же для этого и пришел, — говорит Наталья Маркова. — Важно не поддаться, не суетиться и не делать лишних движений».
За более чем 20 лет проведения таких праздничных встреч для бедных, бездомных и одиноких организаторы накопили опыт, выстроили схемы, научились распределять обязанности так, что волонтеру может даже показаться, будто он ничего и не делает, хотя участие каждого — значимая частичка большого мероприятия.
«Отсутствие суеты важно еще и потому, что наши гости по большей части живут в каких-то таких местах, где вместе с ними много людей, или вообще не имеют крыши над головой, то есть у них либо совсем нет личного пространства, либо оно очень ограниченное», — поясняет Наталья Маркова.
«В их жизни нет упорядоченности и ощущения безопасности, они все время в напряжении. Прийти к нам — это драгоценная для них возможность побыть в спокойствии и просто поговорить, глядя другому человеку в глаза».
На первый такой рождественский обед в храме в 2003 году из приглашенных пришла одна только женщина. Да и то только потому, что как раз перед входом просила милостыню. «Это нормально, что в такой ситуации люди не доверяют другим, работает инстинкт самосохранения, — поясняют волонтеры. — А тогда мы побежали по Тверской и по переулкам и стали собирать гостей».
На том празднике было около 30–40 бездомных людей. Сейчас на трех площадках собирается 300–400. «Друзья на улице» за эти годы завоевали и авторитет, и полное доверие. Об обеде их начинают спрашивать за несколько недель до Нового года, а за полчаса до назначенного времени у входа в храм уже собираются люди, которые заранее получили именные приглашения. Тех, у кого нет пригласительных билетов, просят подождать: если останутся свободные места, их тоже угостят или хотя бы вручат подарок. Обычно место находится всем.
Большинство гостей давние волонтеры знают, но все же у встречающих на входе в руках списки, в которых отмечают пришедших. Юрий, высокий седой мужчина с недовольным лицом, предъявляет приглашение, невнятно называет не указанную в нем фамилию, ее нет и в списке, он не хочет повторять, сердится, наконец, его находят, но как Иванова. Эта фамилия встречается чаще других. И обычно это не родственники или однофамильцы, а люди с утерянными документами или не желающие называть свои данные. Юрий проходит за стол, придирчиво оглядывая обстановку. А волонтеры на любые вопросы и замечания продолжают отвечать, сохраняя доброжелательность, с улыбкой, без тени раздражения.
Другой беспокойный пожилой гость несколько раз просит поменять ему стол: не нравятся соседи. Зал еще не заполнился даже наполовину, а у него уже претензия: «Почему обед не начинается?» Ему хочется успеть на другое благотворительное мероприятие сегодня. На вопрос, не обижает ли такое отношение, одна из волонтерок отвечает: «Думаю, я бы в такой трудной ситуации тоже бы пользовалась всеми возможностями».
Наконец все гости рассаживаются и после короткого приветствия волонтеры-официанты начинают разносить доставленную из ресторана-партнера еду. В меню два вида горячего и салат, чай с десертом и конфетами. Представители кейтеринга, уже не первый год помогающего на обеде, предварительно познакомили волонтеров с основными стандартами обслуживания: как и когда можно забирать тарелку, начинать убирать и т. д. Все это важно, чтобы у гостей не возникало ощущения, что их торопят.
Волонтеры, сидящие за столом, тоже прошли небольшой инструктаж: как общаться, о чем говорить стоит, а о чем нет, с чего лучше начать. Здесь не обсуждаются проблемы — для разговоров о них и помощи в их решении есть другие дни в течение года. Сегодня из-за столов доносятся обрывки бесед о китайской еде и советском лимонаде, работе и семейном положении, путешествиях, книгах, музыке, кино и мультфильмах.
А Юрий опять внимательно рассматривает то, что в тарелке, хмурит брови: «Это из чего? Вот такое я не ем».
Каждый желающий может сказать тост и пожелания, люди берут микрофон, обращаются к присутствующим, желают здоровья, удачи, любви. Музыканты-волонтеры исполняют произведения из классики и популярные новогодние песни, многие подпевают, снимают видео и фото — кто на смартфон, а кто на старенький телефон-раскладушку.
В отдельной каморке в это время волонтеры подписывают подарки. Их собрали и сложили заранее, ориентируясь на нужды людей: сумка для документов и ценных вещей, которую можно носить на груди, необходимые гигиенические средства, стельки и качественные теплые носки, швейные наборы, сладости. На каждом пакете — имя, что делает подарок адресным и более ценным.
Дед Мороз поздравляет каждого, гости допивают чай. Кто-то стремительно собирается и исчезает, а кто-то хочет задержаться подольше. Не спешит и суровый Юрий, продолжает разговор с двумя девушками-волонтерами. «Дай вам Бог всего хорошего», — говорит он и… широко улыбается.
«В жизни все оказалось круче, чем на картинках, — делится впечатлениями Анастасия Кабакина. — На фотографиях все здорово, но совсем другое дело оказаться внутри и почувствовать эту атмосферу любви и дружбы и эту трепетную заботу о каждом. Некоторые гости за нашим столом пришли с угрюмыми лицами, но атмосфера легкости и живое общение сняли это напряжение, они уходили с улыбкой».
Волонтер Виктория Львовская встречала гостей на входе, а теперь они подходят к ней попрощаться, поблагодарить, сказать, как дорога для них сегодняшняя встреча. «Вот это отец и дочь — оказались на улице из-за квартирного мошенничества, — тихо поясняет она, глядя вслед уходящим гостям. — Это — домашний пенсионер, но совсем одинокий…»
Фото: Дима Жаров / АСИ
Десятки быстрых волонтерских рук убирают столы и стулья, и уже сложно представить, как только что здесь праздновало несколько сот человек. Из рождественской сказки все возвращаются в свою жизнь: к любимой или, наоборот, скучной работе, учебе, семейным делам, к повседневным заботам и проблемам, к одиночеству, борьбе за выживание и стремлению в любых условиях сохранить человеческое достоинство.
Уже через несколько дней будет новая встреча. «В наших центрах можно постирать и получить вещи. Дважды в неделю мы готовим и раздаем еду. И мы поддерживаем и помогаем в том, в чем можем, людей в тяжелой ситуации, — говорит Виктория Львовская. — Всегда в одно и то же время в одном и том же месте мы ждем — так выстраиваются отношения и дружба».
Дружба, которая не заканчивается, когда закончился праздник.
Подробнее узнать о волонтерском движении «Друзья общины святого Эгидия» и о том, как присоединиться к его активностям, можно в телеграм-канале объединения.
Читайте также, как проходили рождественские обеды в другие годы: