Новости
Новости
20.02.2025
19.02.2025
18.02.2025
18+
Статьи

Как готовить наставников для воспитанников детских домов. Рабочая формула из Екатеринбурга

Сотрудники некоммерческой организации «Мир меняют люди» уже несколько лет знакомят подростков со взрослыми наставниками и следят за тем, как в таких парах зарождаются дружба, доверие и принятие.

Фото предоставлено организацией «Мир меняют люди»

В январе 2025 года некоммерческой организации социально-психологической поддержки «Мир меняют люди», которая развивает в Екатеринбурге и Свердловской области институт наставничества, исполнилось три года. Между тем работа с программой наставничества началась несколько раньше, карантинной весной 2020 года. Тогда Веронике Васильевой, будущему директору организации, впервые поручили проект, направленный на поиск наставников для воспитанников детских домов. Их здесь называют старшими и младшими друзьями.

Как запустить проект наставников для воспитанников детских домов

По воспоминаниям Вероники, тот проект был не очень хорошо проработан: не было подробностей, не были прописаны риски и нюансы. Предполагалось, что все как-то подружатся сами собой. Тогда она стала погружаться в тему, изучать программы и подходы разных фондов. И так нашла благотворительный фонд «Солнечный город» из Новосибирска.

Коллеги екатеринбуржцев поддержали: включили в большую межрегиональную команду, обучили технологиям, выделили финансирование, помогли разобраться с организационными и методологическими вопросами. А последних было немало, ведь работа с государственными учреждениями состоит из самых разных тонкостей, о которых человек со стороны порой и не подозревает.

Директор и ведущий психолог организации «Мир меняют люди» Вероника Васильева. Фото предоставлено организацией

Опыт новосибирцев помог успешно наладить систему на Урале, и теперь уже организация «Мир меняют люди» при необходимости поддерживает новичков в этом направлении. И екатеринбуржцы не остаются на месте — растут и решают уже другие, взрослые, как сами их называют, проблемы. Это и вопросы социальной поддержки, и жилищные, и многие другие.

Но ключевой задачей все же остается поиск и привлечение новых наставников для воспитанников детских домов.

Как стать хорошим наставником

Наставник — старший друг для подростка из детского дома. Тот, кто может поделиться опытом, рассказать о чем-то интересном, научить важному и полезному, в том числе бытовым заботам, например готовить, а иногда даже пользоваться общественным транспортом. Сейчас в свердловской организации — 125 пар таких друзей. Самому младшему наставнику — 24 года, самому старшему — 62.

Чтобы присоединиться к проекту, нужно заполнить анкету и пройти обучение. Последний этап особенно важен, потому что здесь специалисты рассказывают о различных тонкостях и нюансах общения с подростками, делятся рекомендациями, обсуждают правила и сложности, с которыми, возможно, придется столкнуться. После такого глубокого погружения многие делают перерыв, чтобы еще раз взвесить свои силы и возможности. Кто-то уходит из проекта насовсем, кто-то возвращается через несколько недель, месяцев или даже лет.

По наблюдениям сотрудников «Мир меняют люди», из 10–15 человек на обучении до знакомства с подростком доходят около двух-трех наставников — те, кто действительно готов. Но и здесь работа с фондом не заканчивается — время от времени старички проходят повышение квалификации и дополнительные занятия, получают новые знания и советы.

Для наставников также работают ежемесячные группы поддержки и чат, где они и кураторы проекта остаются на связи постоянно. Здесь каждый может получить заботу и внимание, услышать, что все не напрасно. Это нужно, чтобы не потерять мотивацию: самая главная проблема среди наставников связана с тем, что подростки сложно проявляют чувства и могут не показывать, как дорог и важен им старший друг.

Как найти друга

Детям попасть в проект намного проще. Есть лишь два условия: возраст от 12 лет и искреннее желание самого ребенка. Познакомиться с наставником предлагают всем подросткам, но если кто-то предпочитает оставаться в стороне, заставлять не будут. Только напомнят: всегда можно передумать и обратиться за поддержкой.

Иногда бывает, что желающих больше, чем потенциальных наставников для воспитанников детских домов. В таком случае прислушиваются к сотрудникам учреждения, которые говорят, кому из подопечных поддержка нужна больше. Например, это могут быть дети, которым совсем не удается адаптироваться и найти друзей среди ровесников, обзавестись увлечениями, научиться проявлять себя.

Пары составляют, отталкиваясь от особенностей характеров и интересов детей. Сначала специалисты поближе знакомятся с подростком, чтобы понять, как он общается и в чем нуждается. А затем ищут наставника, который мог бы потребности конкретного ребенка закрыть. Стараются учесть возможные проблемы, например в семье старшего друга, и их избежать. И всегда прислушиваются к мнению ребенка — это главный критерий.

«Наш проект — не магазин»

Вероника Васильева, директор и ведущий психолог организации «Мир меняют люди»:

Когда все начиналось, у меня были стереотипы по поводу детей-сирот, были страхи: а вдруг ребенок окажется каким-то не таким? Для меня главным открытием было то, что это обычные подростки. Да, они обожглись, да, у них серьезные психологические раны.

Истории с семьями, проживание в детском доме — это все, конечно, накладывает на них отпечаток. Но они хорошие ребята. Я знакома с каждым ребенком в проекте, знакома и с теми, кто пока держится в стороне, и не помню ни одного случая, чтобы мне кто-то не понравился.

Фото предоставлено организацией «Мир меняют люди»

Если бы я не была в проекте психологом, совершенно точно пришла бы наставником. Эту роль я примеряю на себя каждый раз, когда общаюсь с новым ребенком. Думаю: ну, теперь точно пойду, все оформлю, будем дружить!.. И каждый раз себя удерживаю — все-таки такое дело требует очень большой вовлеченности.

Дети меня удивляют и вдохновляют, но и наставники восхищают не меньше. Раньше я не знала, что в природе вообще есть такие люди, которые готовы совершенно безвозмездно дарить детям личное время и душевные силы.

Помню, как появилась наша первая пара: это был 2020 год, пандемия, все закрыто… Дети, которым мы готовили старших друзей, были с особенностями ментального здоровья. А у нас тогда еще не было технологий от «Солнечного города», и я учила наставников по наитию, опираясь на какие-то собственные знания и на информацию из интернета. Первую пару знакомили онлайн — это было странно и необычно. Но они общаются до сих пор! Совершенно харизматичный Саша, прекрасная Юля — в этом году они будут отмечать пять лет дружбы. Так что все получилось. И после того опыта все остальное не страшно.

У хорошего наставника нет никаких ожиданий, он может сказать: я готов дружить с любым ребенком. Молчаливый? Не страшно. Болтун? Справимся. Спортсмен? Буду ходить на его соревнования. Рукодельница? Научусь вышивать или вязать… Именно такой отзывчивый, открытый человек — самый классный наставник. А если кто-то приходит и просит, мол, подберите мне ребенка с теми или иными характеристиками, мы отказываем. Для нас это маркер. Наш проект — не магазин, выбирать детей у нас не принято и считается неэтичным.

«Дружить с подростком — особое искусство»

Ксения Жукова, наставница Артема с 2021 года:

Ксения Жукова. Фото из личного архива

Про «Мир меняют люди» я узнала от близкого друга — она была участницей одной из первых пар. Проект мне сразу показался очень важным, интересным и несколько инновационным, потому что раньше я поддерживала ребят из детских домов только какими-то подарками. А здесь идея именно в дружбе!

Очень хорошо помню первую встречу с ребятами: тогда мы все собрались в актовом зале, пообщались с администрацией детского дома и с самими детьми. Мне почему-то сразу запал в душу именно Артем, и когда позже мы с ним познакомились официально, было такое ощущение, будто я знаю этого мальчика очень давно.

Долгое время мы по условиям не могли выйти за пределы детского дома. Это был, наверное, самый непростой период нашей дружбы, потому что нужно было придумывать какие-то общие занятия, находить совместные темы и интересы, и все — в пределах лишь одной территории. Когда нам разрешили куда-то выйти, это было настоящее событие! И так совпало, что это как раз был день рождения Артема — первый, который мы отмечали вместе. Все прошло очень душевно и тепло. Пожалуй, это одно из моих самых ярких воспоминаний, связанных с проектом.

Дружить с подростком — особое искусство, в чем-то даже испытание. И я очень благодарна Артему за то, что он пустил меня в свой мир. Конечно, были и сложности, тяжелые моменты. Особенно в начале, потому что я человек достаточно целеустремленный и порой нетерпеливый, мне плохо дается отложенный результат. А приходилось идти маленькими шажками. И тем прекраснее то, к чему мы пришли.

Благодаря проекту я научилась терпению и открытости, поняла, что не все можно запланировать. И порой важно просто следовать какому-то душевному импульсу и верить, что все получится. А еще всегда удивительно знакомиться с другими наставниками. Это дает ощущение сопричастности, напоминает, что ты со своими проблемами не один и всегда можешь найти поддержку и ответ на все вопросы.

«После нашего знакомства я научился быть добрее»

Артем, младший друг Ксении Жуковой:

Когда я попал в детский дом, у меня особо не было никаких интересов. Предложили поиграть в футбол. Я попробовал, и потом как-то затянуло. Теперь каждое лето мы выезжаем на соревнования, играем с командами из других детских домов. Иногда я хожу с Ксюшей на футбольные матчи, когда наш «Урал» играет с гостями.

Когда нам впервые рассказали про наставничество, я даже не подумал, что это может быть как-то интересно. Но потом у всех ребят начали появляться новые знакомства, они много об этом рассказывали. И я решил тоже попробовать. Хотелось просто подружиться, чтобы были какие-то общие интересы.

И как-то все получилось. На первой встрече с Ксюшей, помню, мы играли в шашки. Сейчас часто ходим в кино. Разговариваем. Благодаря Ксюше у меня открылись взгляды на многие вещи, которыми раньше не особо хотелось заниматься и интересоваться, например, на кино, на велосипеды, коньки.

Вообще, после нашего знакомства я сильно поменялся. Научился быть добрее. Раньше я, бывало, обижал маленьких, потому что меня самого обижали ребята постарше. А после общения с Ксюшей понял, что в таком поведении нет никакого смысла. Если я их буду продолжать обижать, они не смогут мне никак ответить, но сами потом будут так же обижать других малышей.

Теперь я рассказываю младшим детям, у которых нет наставников, что есть такая программа. Кому-то нравится, становится интересно. Они тоже хотят присоединиться.

Каким должен быть идеальный наставник? Главное, чтобы человек тебя понимал и принимал. И я очень рад, что Ксюша появилась в моей жизни. Она мне стала роднее и ближе многих людей — можно сказать, как вторая мама.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике