Новости
Новости
11.04.2025
10.04.2025
09.04.2025
18+
Статьи

Какая поддержка нужна библиотекам в малых городах

Эксперты о том, с какими трудностями сталкиваются библиотеки по всей стране и как их можно поддержать.

Фото: matthew Feeney / Unsplash

В России стартовал первый Форум-фестиваль #ДеньМецената, посвященный частной поддержке культуры и искусства в России. Организатором выступает ассоциация грантодающих организаций Форум Доноров при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В первый день форума, 8 апреля, в Российской государственной библиотеке для молодежи прошел круглый стол «Поддержка библиотек в малых городах и селах: роль благотворителей и НКО». 

Библиотеки давно находятся в центре обсуждения властей, рассказала Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и гендиректор фонда «Доброта Севера». Так, в январе этого года в рамках деятельности Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве РФ прошла встреча, на которой обсуждались развитие и поддержка детских библиотек.

«Много чего было сделано сразу после того круглого стола. Но мы также поняли, что, когда речь доходит до библиотек, важно говорить не только о государственной, но и о негосударственной поддержке», — заявила Тополева-Солдунова.

12 вызовов региональной библиотеки

Ирина Кибина, основатель АНО «Миллион книг», считает, что российские библиотеки на сегодняшний день оказались на перепутье пяти дорог, которые описывают их вероятные жизненные сценарии. 

Первый путь — закрытие, второй — объединение с местным учреждением культуры, третий — объединение со школой, четвертый — статус-кво, пятый — развитие и получение финансирования. Последняя из пяти дорог на сегодняшний день оказывается недосягаемой для многих библиотек, особенно в сельской местности. 

Причина, по которой библиотеки вынуждены выбирать одну из первых четырех дорог, кроется в вызовах, преодолеть которые не всегда удается. Кибина выделила 12 главных из них:

  1. Миссия библиотеки. Узнать и осознать, что библиотека — это важный для всех жителей и ведомств центр, помогающий людям учиться и развивать свою малую родину, а не просто место, где берут/хранят книги.
  1. Ресурсы. Обеспечить библиотеке стабильные ресурсы из разных источников, чтобы она могла работать по-современному и решать нужные задачи с учетом развития.
  1. Оснащение. Сделать так, чтобы в каждой библиотеке было уютно, современно, были бы зоны для работы, встреч и чтения с быстрым интернетом и всей нужной техникой и ПО.
  1. Профессионализм. Подготовить и привлечь в библиотеки сотрудников и волонтеров, которые умеют делать много нового и полезного (вести кружки и курсы, помогать с проектами, учить цифровым навыкам и так далее).
  1. Эффективность. Оценивать работу библиотек по реальной пользе для людей и местности, а не только по числу выданных книг или числу визитов, используя понятные критерии.
  1. Открытость. Убрать все преграды (физические, цифровые, бюрократические), чтобы каждый пользователь мог легко и просто пользоваться библиотекой.
  1. Доступность всей информации. Сделать так, чтобы в библиотеке были интересные и полезные ресурсы (книги, интернет, другие возможности) для самых разных людей, без какой-либо дискриминации.
  1. Развитие читателей. Сделать библиотеку центром, помогающим жителям получать знания, умения и осваивать нужные в жизни навыки (цифровую грамотность, поиск информации и так далее) и опыт.
  1. Атмосфера. Сделать библиотеку безопасным, дружелюбным и уважительным местом для всех посетителей.
  1. Вовлеченность. По-настоящему вовлекать местных жителей в жизнь библиотеки: вместе решать, что делать, и вместе реализовывать идеи.
  1. Актуальность. Сделать так, чтобы библиотека всегда была нужной и современной, постоянно подстраиваясь под запросы людей и создавая потребность в своих возможностях, укрепляя привычки пользования библиотекой.
  1. Амбиции. Определять конкретные цели и ориентиры для развития библиотеки, чтобы понимать, к чему стремиться, сравнивать себя с другими и измерять успех на каждом этапе.
Фото: Ria / Unsplash

Проблемы библиотек

Лариса Егорова, генеральный директор ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека имени В.Я. Курбатова», рассказала о главных проблемах библиотек. 

Решить их самостоятельно может далеко не каждая библиотека. Так, например, многие библиотеки расположены в зданиях, износ которых достигает критического уровня. То же самое с износом книжного фонда — иногда он достигает 80%. Все это на фоне дефицита цифровизации и острой нехватки кадров только отталкивает детей и взрослых от посещения библиотек.

Все это происходит потому, что финансирование библиотек происходит по остаточному принципу, считает Егорова. 

«Наши библиотекари — самые важные и замечательные люди в нашей сфере. Это очень преданные люди, но им часто не хватает современных компетенций. Низкая зарплата, высокая нагрузка, отсутствие эффективной системы улучшения квалификации ведут к оттоку кадров и трудностям с привлечением молодых специалистов», — говорит Лариса. 

Решение Егорова видит в объединении государства, общества, НКО, бизнеса, волонтеров и частных меценатов. Совместными усилиями удастся провести в каждую библиотеку широкополосный интернет, обучить сотрудников новым компетенциям, закупить новую литературу в красивых изданиях, сделать ремонт в помещениях и создать из обычной библиотеки место встреч. 

Работа с читателем и поддержка связи с издательствами

Екатерина Фадейкина, заведующая отделом пропаганды чтения и продвижения фондов Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова, дала несколько советов по работе региональных библиотек.

Совет № 1. Стоит постоянно следить за трендами — ориентироваться в книжных новинках и поддерживать связь с издательствами. 

«Издатели очень хотят работать с библиотеками, но часто не знают как. В конце февраля долго-долго мы общались с большим количеством издателей, которые регулярно спрашивали, как им добраться до региональных библиотек. Тогда мы устроили конференцию, на которой собрали, собственно, и издательства, и библиотеки. Онлайн подключилось огромное количество людей. Это был невероятно полезный разговор. После конференции многие издатели попросили поделиться контактами тех библиотек, которым очень нужны книги. А потом отправили их. Все были счастливы», — рассказывает Екатерина. 

Фото: Jaredd Craig / Unsplash

Совет № 2. Коммуникация происходит даже тогда, когда сотрудники библиотеки об этом не знают. Например, когда будущий посетитель заходит на сайт библиотеки или смотрит ее страничку в «Яндекс Картах». Поэтому очень важно поддерживать свой цифровой имидж. Пять китов любого сайта: ясное сообщение, исчерпывающая информация, дружелюбие, забота, привлекательность. 

Совет № 3. Улучшать пространство библиотеки можно без серьезных финансовых вложений. Важно следить за чистотой и тем, чтобы в библиотеке была спокойная атмосфера. Зонировать шумные зоны, где проводятся встречи, книжные клубы и прочие мероприятия, отделяя от тихих, где люди читают или работают. 

Совет № 4. Обучать библиотекарей работать с читателями. Принципы коммуникации в библиотеке должны быть такими: открытость и толерантность, дружелюбие и корректность, профессионализм и информированность, инициативность и внимательность. Библиотекрь — универсальный сотрудник.

Совет № 5. Очень важно проводить мероприятия, поскольку они — инструмент формирования библиотечного сообщества. Принципы программирования событий: текстоцентричность, низкая цена входа для аудитории, избирательность в отборе участников и партнеров, просвещение и досуг, современная культура и актуализация классики. 

Кейс: Выкса, Ex Libris

Компания ОМК и фонд «ОМК-Участие» открыли Ex Libris в 2018 году как площадку для творческого досуга и интеллектуального развития горожан. 

«Это не просто библиотека, а нечто большее. Скорее это место, которое я лично называю пространством позитивного городского активизма. Это место, где встречаются локальные сообщества, куда человек может прийти с какой-то идеей — и ему помогут, научат, как эту идею, например, подать на грант. К тому же там можно провести мероприятие любого формата. В общем, это действительно пространство, где можно сделать что-то, а можно прийти и не делать ничего — и вам ничего за это не будет», — говорит Ксения Полетаева, продюсер культурных проектов «ОМК-Участие». 

В основе пространства — именно библиотека, а конкретнее — библиотека профсоюза завода. Книжный фонд у Ex Libris большой, но он не пополняется так активно, как городские общественные библиотеки. Тогда в ОМК задумались, как «перепрошить» это место, чтобы привлечь к чтению как можно больше людей. Так родилась идея модного книжного фестиваля, куда в качестве партнера пригласили команду «Смена — Казань», которая занимается современным искусством и книжным делом. 

На фестивале были представлены несколько книжных издательств (для Выксы, в которой нет книжных магазинов, это что-то новое), шахматный турнир, творческая лаборатория для детей и много другое. 

«Этот фестиваль показал нам, что люди интересуются книгами и хотят читать, просто не знают, с чего начать, где искать, куда обращаться за помощью при выборе книги», — подытожила Полетаева.


В конце дискуссии АНО «Миллион книг» объявили о создании Ассоциации муниципальных библиотек, открытие которой предположительно состоится в 2026 году. 

10 апреля в Музее-заповеднике «Царицыно» пройдет центральное событие деловой части первого Форума-фестиваля #ДеньМецената. На нем представители культуры, бизнеса, фондов, а также меценаты и представители профильных ведомств обсудят состояние поддержки культуры сегодня, развитие культуры в регионах как драйвера развития территорий, поддержку молодых талантов, инвестиции в реставрацию предметов искусства, поддержку креативных индустрий. Агентство социальной информации выступает информационным партнером форума и будет следить за событием.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике