«Обычное дело» — проект московского Ресурсного центра помощи людям с ментальными нарушениями «Вера. Надежда. Любовь». Это адаптивные ремесленные мастерские для молодых людей с выраженными ментальными нарушениями, в том числе имеющих опыт сиротства. Несмотря на физические и психические ограничения (не все владеют чтением и письмом и не всем подходят обычные способы передачи информации), здесь они получают трудовые навыки и работу.
В день открытых дверей в мастерских больше суеты, чем обычно, но при этом каждый занят своим делом: кто-то невозмутимо продолжает работать, кто-то водит экскурсии, показывая посетителям, где что. «Здесь всегда такая атмосфера: как будто бы немного расслабленно, а продукция, как ни странно, делается», — улыбаются педагоги. Но на самом деле за этой видимой легкостью — огромная работа.
На стенах таблицы и инфографика, которые наглядно показывают, как все устроено, какие действуют правила и распорядок, какие задачи, ошибки и достижения есть у каждого сотрудника или стажера. На стеллажах документы — заявления и договоры, составленные на ясном языке (максимально простыми словами и с использованием пиктограмм). Все это необходимо, так как у работающих и посещающих занятия молодых людей уровень интеллекта и коммуникативные возможности могут быть разные.


Прежде чем начать работать, соискатели проходят трудовые пробы, на которых знакомятся с мастерскими и могут выбрать наиболее подходящую и интересную для себя деятельность. Сейчас в центре действуют столярная, гончарная, свечная, мыловаренная, швейная, вязальная, ткацкая, печатная и бумажная мастерские, студия арт-дизайна, клининговая, упаковочная и курьерская службы.

«Первая ступень — когда молодые люди могут ходить по всем мастерским и определяться, в какой им больше нравится и где лучше получается, — говорит Сергей Кузьмин, руководитель столярной мастерской. — Но может сложиться так, что нравится тут, а получается в другой. Тогда мы потихонечку подводим к тому, что нужно перейти. Бывает такое, что я кого-то к себе перетягиваю, а бывает, что и у меня».
Фото: АСИ
Следующая ступень после восьми ознакомительных встреч — учебная и производственная стажировки. После них обязательно следуют аттестации, и только в случае их успешного прохождения заключается трудовой договор.
«Каждая наша мастерская что-то производит, какой-то конечный продукт. Мы не можем оформить человека на ставку или даже полставки, если он не обладает необходимыми навыками, потому что иначе он просто будет просиживать, а кто тогда будет за него работу делать? — говорит Данил Миллаев, администратор программы ”Обычное дело”. — Наша задача — научить молодого взрослого выполнять хотя бы минимальный набор функций, доступных с его особенностями, которые позволят ему работать».
Данил Миллаев. Фото: АСИ

Индивидуальный подход помогает подбирать задачи для людей с разными нарушениями и способностями и постепенно встраивать их в рабочие процессы.
На данный момент одновременно в программе «Обычное дело» могут участвовать более 150 человек с инвалидностью. Две трети из них трудоустроены и получают зарплату. Ресурсный центр дает условия, рабочее место и сопровождение наставников, педагогов и волонтеров, а оплата труда осуществляется другими компаниями по системе альтернативного квотирования.
По закону с 1 сентября 2024 года московские организации, численность сотрудников в которых превышает 35 человек, должны выделять 2% рабочих мест для людей с инвалидностью.
При этом работодатели часто сталкиваются со сложностями в оборудовании рабочих мест, создании доступной среды, не всегда могут обеспечить особенного сотрудника обучением и индивидуальным подходом. Система альтернативного квотирования позволяет заключить соглашение с некоммерческой организацией, которая как раз этим занимается.
Казалось бы, идеальная схема. Но, по данным Департамента труда и социальной защиты Москвы, в столице остаются незакрытыми около 10 тысяч квот. А в ресурсном центре «Вера. Надежда. Любовь» признаются, что находить партнеров бывает нелегко.
«Начиналось с того, что мы два года искали, писали заявки, рассылали презентации в разные компании, — рассказывает Данил Миллаев. — Постепенно сначала одна компания откликнулась, приехали, проверили, действительно ли у нас живые мастерские и действительно ли мы работаем, взяли два рабочих места. Потом другая…»
«К нам приходят семьи и делятся проблемой: их ребенка формально трудоустроили, но фактически занятость не обеспечена, а они ищут реальное дело. Наше преимущество в том, что мы предоставляем настоящие рабочие места и учим ребят на них работать. Любой проверяющий может прийти, увидеть специализированное оборудование, продукцию и — такое тоже бывает — даже сам приобрести то, что понравилось».
В мастерских делают много оригинальных и необычных вещей. Креативная команда все время придумывает что-то новое. Есть и неизменный хит — подставки под телефон — коты, злые и добрые.



Выполнение заказов и продажи на маркетплейсе и ярмарках позволяют обеспечивать нужды мастерских и выплачивать небольшие премии отличившимся и проявившим самостоятельность работникам и тем, кто пока не смог устроиться на оплачиваемое место.

«На данный момент мы можем предоставить определенное количество адаптивных рабочих мест, и оно у нас занято, — поясняет Данил Миллаев. — Прошедших стажировки мы ставим в лист ожидания, а когда кто-то уходит (по разным причинам: меняются обстоятельства, выходят на открытый рынок труда и так далее), трудоустраиваем. Некоторым мы в период ожидания предлагаем работать по договоренности за совсем небольшое вознаграждение».
Фото: АСИ
Молодые люди с ментальными особенностями могут прийти познакомиться с работой мастерских каждую пятницу, интерес к профориентации и трудоустройству у них есть. Не так давно ресурсный центр получил от управы района Братеево еще одно помещение. В нем планируется организовать новые адаптивные рабочие места.
«Сейчас стало проще разговаривать с компаниями об альтернативном квотировании. Уровень осознанности и осведомленности растет. Многие уже понимают, о чем речь и что это не профанация», — говорит Юлия Денисова, PR-специалист ресурсного центра.
«У нас в планах не только масштабирование проекта, но и выход на более широкие охваты по продажам. Когда у нас что-то покупают и приходит отзыв из Тюмени, например: ”Классная свечка”, мы рассказываем, что свечка уехала так далеко, и ребята очень радуются. Им очень важен результат их работы и что он востребован».
Фото: АСИ

«Хотите, я вам все расскажу?» — сразу же отзывается на любопытный взгляд молодой человек, разрезающий ткань на ленточки для будущих прихваток в швейной мастерской. «Пойдемте, покажу вам станок ЧПУ», — предлагает другой, чья задача сегодня водить экскурсии. «Здесь у нас кухня», — продолжает он. А оттуда в ответ слышится: «Не кухня, кулинарная студия!» Еще есть театральная студия и музей живых бытовых историй, в котором собраны предметы, вышедшие из обихода (не каждый посетитель угадает предназначение некоторых из них). Здесь очень увлеченная команда и своя корпоративная культура, элементы которой — часть реабилитации и социализации молодых людей с ментальными нарушениями.



Заключая соглашение с ресурсным центром и обеспечивая рабочие места в мастерских по схеме альтернативного квотирования, компания не только соблюдает закон, но и поддерживает некоммерческий сектор и сотрудников, которые действительно хотят работать, искренне любят то, что делают, и с которыми всегда можно прийти и познакомиться.
«Вот даже сегодня впервые у нас побывала представитель нашего партнера, который достаточно давно с нами сотрудничает, — говорит Юлия Денисова. — Уходила под большим впечатлением: ”Всем коллегам расскажу, как тут здорово!” Когда в реале видишь, уже не остается никаких сомнений, что это работающая схема».
Департамент труда и социальной защиты Москвы уже несколько лет содействует развитию системы альтернативного квотирования. Специалисты службы занятости готовы проконсультировать представителей бизнеса по юридическим и организационным вопросам и помочь найти партнерскую НКО.