Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) формирует в своих стенах доступную среду и развивает различные инклюзивные проекты с 2017 года. С 2019 года НГХМ ведет регулярную работу с детьми и взрослыми с расстройством аутистического спектра. В настоящее время одним из приоритетных направлений для организации стала работа с незрячими и слабовидящими посетителями.
Корреспондент АСИ поговорила с куратором проекта НГХМ «Особый взгляд» Снежаной Свинцовой о том, как родился проект для посетителей с инвалидностью по зрению и какие перспективы открывает для организации инклюзивного пространства в музее.
О том, как НГХМ начал формировать доступную среду
С чего началась ваша работа с посетителями с инвалидностью по зрению?
Мы на протяжении нескольких лет сотрудничали с Нижегородской центральной специальной библиотекой для слепых. Коллеги из библиотеки приходили к нам на выставки со своими читателями — взрослыми и детьми.

И вместе с тифлокомментатором — специалистом библиотеки — я стала проводить тифлоэкскурсии по экспозициям нашего музея (тифлокомментирование — это краткое описание предметов, обстановки или действий, которые непонятны незрячему или слабовидящему человеку без специальных словесных пояснений. — Прим. АСИ).
Фото предоставлено Нижегородским государственным художественным музеем
Встречи были всегда интересные, но их было немного. А когда мы выиграли в грантовом конкурсе программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», первое, что мы сделали, — подготовили презентацию для людей с инвалидностью по зрению и пригласили на нее организации города и области, которые работают в этом направлении. Оказалось, что количество заинтересованных посетителей огромно и востребованность проведения экскурсий для незрячих и слабовидящих посетителей очень актуальна.
Также благодаря победе в грантовом конкурсе музей создал проект «“Прикосновение к искусству”: инклюзивное пространство НГХМ». Первыми его экспонатами стали тактильные копии четырех знаменитых картин из собрания музея: объемные изображения картин Ивана Крамского «Женщина под зонтиком», Виктора Васнецова «Ковер-самолет», Бориса Кустодиева «Купчиха, пьющая чай» и Казимира Малевича «Косарь».
Эти экспонаты изготовлены в мастерской скульпторов Михаила и Ольги Шу. Их модели отличаются высоким качеством: в них сохраняются язык художника, композиция, рисунок, ракурсы, работа с пространством и перспективой. В музее мы уже много раз испытывали их модели — отзывы наших незрячих посетителей отличные. Модели полюбились и обычным гостям музея.



Когда зрячий человек прикасается руками к рельефу копии, он может обнаружить интересные детали, которые ускользают от его внимательного глаза. Например, необычный перстенек и колечко на руке героини картины Бориса Кустодиева «Купчиха, пьющая чай».
Какая главная задача проекта «Особый взгляд»?
Главной задачей было создать комфортные условия для посещения музея незрячими и слабовидящими людьми плюс культурная адаптация и социализация людей с ограниченными возможностями зрения средствами инклюзивного искусства.
Для сотрудников музея важно, чтобы значимость и красота произведений искусства были понятны и доступны для всех посетителей в равной степени, вне зависимости от состояния здоровья, социальных условий жизни.
О том, что делает НГХМ, чтобы быть инклюзивным
Какие направления вы развивали специально, чтобы создать доступную среду для незрячих и слабовидящих посетителей?
Большую работу мы ведем с Нижегородской областной специальной (коррекционной) школой-интернатом для слепых и слабовидящих детей. Победа в гранте подтолкнула нас к созданию совместной программы «Культурный Нижний», и в течение 2024–2025 учебного года для учащихся разных возрастных групп школы-интерната мы проводим инклюзивные экскурсии и мастер-классы по экспозициям и выставкам музея. Для каждой темы выставки разрабатывается свой экскурсионный маршрут с добавлением интерактивных решений. Например, музыка, предметы для осязания, игры и творческие задания.
При этом замечу, что без профессиональных знаний экскурсовод не может самостоятельно составить хороший экскурсионный маршрут для незрячих — этому нужно учиться.

Недавно ребята посетили экскурсию по выставке «Красная книга», которая объединила художников из разных городов России. На выставке нет тактильных моделей, но ребята с разрешения организаторов могли дотронуться до скульптур. Мы рассказали им, как современные художники изображают животный мир, природу через хрупкие, тревожные, яркие образы. В зале с мультимедийными средствами дети погрузились в мир музыки и звуков природы.
Фото предоставлено Нижегородским государственным художественным музеем
А для взрослых посетителей вы что-нибудь делаете?
Мы активно работаем со взрослыми: помимо постоянных экспозиций, приглашаем на новые выставки. Многие из наших выставок были оснащены аудиогидами.
Живой интерес экскурсантов вызвали интерактивные тифлоэкскурсии: «По залам художественного музея. Шедевры русского искусства», «Икона — оконце в небо», «Сладость просвещения. Русское искусство XVIII века», «Лабиринты авангарда», «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» и другие.
Что нужно знать сотрудникам музея о коммуникации с незрячими посетителями?
Важно, чтобы специалисты, встречающие посетителей, были в курсе правил этикета, сопровождения незрячего посетителя и принятой терминологии. Кассирам, администраторам и сотрудникам информационных стендов нужно знать регламент доступа незрячих посетителей, информацию о льготах и дополнительных возможностях, расположении зон отдыха, тактильных карт, тифлоаудиогидов, а также информацию об актуальных экскурсиях или лекциях для незрячих посетителей.
Службе смотрителей необходимо знать, какие предметы на выставке являются доступными для тактильного осмотра, как взаимодействовать с собакой-проводником, поскольку, согласно российскому законодательству, незрячий человек может прийти в любое публичное пространство с таким помощником.
Среди незрячих посетителей нашего музея, например, не расстается со своим четвероногим другом председатель Нижегородской областной общественной организации ОООИ ВОС Ирина Сумарокова.
Она рассказала нам, что не следует подходить к собаке и без согласия хозяина вести ее куда-либо за поводок, нельзя без согласия звать собаку, пытаться ее погладить, похвалить или покормить.

Об образовании, сотрудничестве и планах
Что было самым сложным в вашей работе?
Как куратор проекта я не была готова к работе со столь многочисленной аудиторией — в голове возникали тысячи вопросов. И тогда на помощь пришла программа «Особый взгляд». Сотрудники музеев — победителей грантового конкурса — стали участниками обучающей программы, которая проводилась фондом в сотрудничестве с АНО «Лаборатория культурных практик» при информационной поддержке ИКОМ России (Российский комитет Международного совета музеев. — Прим. АСИ).
Лучшие специалисты в сфере инклюзии проводили с нами онлайн-лекции, тренинги в течение года, а потом для всех победителей был организован трехдневный офлайн-тренинг в Москве. Там мы познакомились с интересными практиками и актуальными кейсами работы, получили в подарок методическое пособие «Доступный музей для незрячих посетителей», подготовленный благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» совместно с ИКОМ России, подружились с коллегами из других музеев и поняли: мы не одни.
С кем вы сотрудничаете?
На предложение о сотрудничестве с музеем в рамках проекта, формирующего доступную среду, сразу откликнулись все организации, работающие в этом направлении. О Нижегородской центральной специальной библиотеке для слепых я уже упоминала. Большую поддержку в общем деле оказал Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата», Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива».
Мы подружились с этими инициативными и современными профессионалами. Вместе очень плодотворно работали в течение прошлого года и планируем не снижать творческую планку в дальнейшем. А нижегородская областная общественная организация ОООИ «Всероссийское общество слепых» является объединяющим звеном для всех нас.
Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash

Первые шаги в работе музея со слабовидящими были успешными. Что в планах?
Мы уже договорились со школой-интернатом для незрячих и слабовидящих детей, что будем продолжать совместную работу по программе «Культурный Нижний». Планируем продолжить комплексную работу над созданием доступного музея. Это и адаптация экспозиций в процессе организации инклюзивных экскурсий, навигация, использование дополнительных аудиогидов для организации самостоятельного посещения музея незрячими и слабовидящими людьми.