Гайд составлен по следам занятий практикума для молодых журналистов «Как писать о…». Практикум — совместный проект Агентства социальной информации и Лаборатории социальной журналистики.
Первое занятие практикума было посвящено теме ВИЧ. О том, что нужно знать журналисту, который берется за эту тему, рассказали Кирилл Барский, директор благотворительного фонда «Шаги», и Марина Некрасова, корреспондент Агентства социальной информации.
Не используйте устаревшую терминологию
Тема ВИЧ в медиапространстве остается острой. Несмотря на то что понятия «СПИД — чума XX века» или «ВИЧ равно СПИД» уже должны были остаться в прошлом, потому что у людей с таким диагнозом есть поддержка и лечение, материалы, возвращающие читателя к некорректному отношению к заболеванию, продолжают появляться. Нередко журналисты обращаются к теме ВИЧ в ситуациях, когда ее можно подать остро и горячо.
Самая частая ошибка журналистов, работающих с этой темой, скрывается в использовании терминов. В особенности термина «СПИД». Его можно использовать в статьях, где рассказывается о центрах СПИД, стадиях заболевания или ситуациях, где термин действительно описывает диагноз, когда человек находится в терминальной стадии и умирает от СПИД-ассоциированного заболевания, объясняет Кирилл Барский. Но равнять слова «СПИД» и «ВИЧ» нельзя.
В отношении человека лучше использовать выражения «человек с ВИЧ», «ВИЧ-позитивный или ВИЧ-положительный человек», «человек, живущий с ВИЧ». Определение «ВИЧ-инфицированный» считается более грубым, и его практически не применяют даже в медицинской сфере.
Еще одна опасность кроется в ситуациях, когда журналист спешит сделать громкую и острую публикацию, не успев разобраться в теме.
Так, в медиапространстве появился материал, где девушка рассказывала, что получила ВИЧ в стоматологии. По словам Барского, иногда люди могут не раскрывать журналисту действительную причину заражения, потому что боятся стигматизации. Но при этом журналист должен оценивать объективность того, что пишет со слов героев. В противном случае начинается волна стигматизации и страха: люди, например, начинают бояться ходить к стоматологам, косметологам, другим врачам.
Марина Некрасова рекомендует заранее изучить особенности диагноза перед разговором с человеком или с помогающими организациями. Журналисту стоит иметь хотя бы базовое представление о заболевании: что такое антиретровирусная терапия и постконтактная профилактика, может ли женщина с ВИЧ родить ребенка без заболевания и так далее.
Будьте осторожнее с личными вопросами
Кирилл Барский советует писать о ВИЧ честно и спокойно, подавать это как реальное заболевание. Основные мифы и стереотипы рождаются вокруг путей передачи ВИЧ.
Нужно помнить, что их всего три, и отсекать иные конспирологические идеи. ВИЧ передается от матери к ребенку, через инъекционное попадание в кровоток (инфекцию нужно буквально впрыснуть, поэтому страшные истории про зараженные иголки в общественных местах — миф) и через незащищенный половой контакт. Причем риск передачи ВИЧ ребенку матерью, не принимающей терапию, равняется 50 на 50, поясняет Барский. При терапии он стремится к нулю.

При этом вопрос герою, как он получил ВИЧ, скорее всего приведет к стигме, самостигме и страху. Человек, считает Барский, вряд ли сможет рассказать это так, чтобы журналист смог использовать эту информацию, не навредив ни герою, ни другим людям. Поэтому эту тему в журналистских материалах без особой надобности лучше не поднимать.
Исключение — если это материал о конкретных способах заражения, например, о ситуации, когда ВИЧ получают во время переливания крови. Это редко, но случается.
Самый лучший подход — воспринимать героя с ВИЧ не через призму его заболевания. Разговаривать нужно с человеком, а не с его статусом.
И делать это нужно без осуждения и без жалости. Журналисту важно найти подход и выстроить доверительные отношения с героем. Но не переусердствуйте: в попытках показать, что вы понимаете человека, его можно обидеть, отмечает Марина Некрасова. Например, слова «Я вас понимаю» не всегда уместны, особенно если журналист не был в похожей ситуации.
А еще нужно учитывать, что из-за высокого уровня стигмы в обществе в отношении ВИЧ люди с этим заболеванием могут с трудом идти на контакт с журналистами. На сегодняшний день не все и не везде могут жить с открытым статусом, у героя могут возникнуть проблемы из-за публикации этой информации.
Чтобы найти героя, можно обращаться в профильные НКО. Там смогут подсказать контакты человека, готового открыто говорить. Можно также предлагать герою анонимность, если журналисту важно рассказать именно его историю, а в редакции так принято, добавляет Марина Некрасова.
Что можно написать по теме ВИЧ
Материалы, в которых кричат об эпидемии ВИЧ в стране, сейчас не принесут пользы. Но можно говорить о так называемой теории малых дел — рассказывать, как помогают профильные организации. Даже небольшая история о работе фонда, говорит Кирилл Барский, может сподвигнуть читателя пойти протестироваться на ВИЧ.
Фонд «Шаги» помогает людям в том числе в ситуации несправедливости в отношениях с системой, например, в случае неполучения медицинской помощи. Но тема лекарственного обеспечения в разрезе ВИЧ все-таки в основном улажена. Среди тем, которым еще нужно внимание СМИ, остаются лечение (например, то, что человек может получать лекарства только в регионе, где прописан), проблемы мигрантов с ВИЧ и стигматизация людей с ВИЧ.
По словам Барского, один из факторов, снижающих стигму, о котором можно говорить, — принцип «Н = Н»: «неопределяемый значит непередающий». Это принцип, по которому человек, постоянно принимающий антиретровирусную терапию (и достигший неопределяемой вирусной нагрузки), не может передать ВИЧ другому.
А еще журналисты могут рассказывать о людях. Спрашивать их можно обо всем, что касается жизни, быта, работы, личных отношений и последствий получения ВИЧ. По словам Марины Некрасовой, героем истории может стать не только сам человек с ВИЧ, но его близкие и те, кто помогает другим людям. Как, например, материал Агентства социальной информации о студенте медицинского университета, который работает на телефоне доверия для людей с ВИЧ «Равный — равному» в Воронежской области.
Никогда не будет достаточно объясняющих и просветительских материалов на тему ВИЧ. За комментариями экспертов в теме можно также обращаться в профильные некоммерческие организации.
А в случае если проблемные и тяжелые материалы по каким-то причинам не подходят, журналист может обратиться к совершенно другим ракурсам.

Так получилось, когда редакция АСИ планировала материал ко Всемирному дню кошек и решила рассказать о кошке, которая работает в фонде «Шаги»: играется с посетителями и помогает снизить напряжение. Получился текст не о ВИЧ, но об организации, в которой можно получить помощь.
В офисе фонда «Шаги». Фото: Дима Жаров / АСИ
Зачем нужны тексты о ВИЧ
Традиционно к 1 декабря, Всемирному дню борьбы со СПИДом, медиапространство заполоняют материалы, посвященные ВИЧ-инфекции. Это важная дата, но говорить на тему нужно все-таки регулярно.
Например, за материалами, в которых человек открывает свой статус, как правило, следует волна благодарностей от читателей. Они благодарят за то, что на своем примере люди показывают другим, что человек с ВИЧ — не «какое-то разваливающееся, умирающее существо» и жить он может открыто.
А еще, уверен Кирилл Барский, чем больше журналисты будут готовить качественные материалы о ВИЧ, тем быстрее общество справится с его реальным распространением в стране. Это взаимосвязано.
Практикум для молодых журналистов «Как писать о…» проводится в рамках проекта «Проводники социальных изменений», который реализуется АСИ при поддержке Фонда президентских грантов.