Новости
Новости
12.09.2025
11.09.2025
18+
Интервью

«Должен быть кризисный центр, куда можно позвонить в сложной ситуации», или История НКО, которая работает в закрытом городе

После успешно проведенного сбора на лечение дочери мама девочки с особенностями развития открыла первую в Озёрске некоммерческую организацию помощи детям с инвалидностью.

Фото предоставлено АНО «Твердыми шагами»

Три года назад в закрытом городе Озёрске Челябинской области две местные жительницы, матери девочек с особыми потребностями, создали первую некоммерческую организацию помощи детям с инвалидностью «Твердыми шагами». Теперь этот центр помогает не только детям и молодым людям с особенностями развития из Озёрска, но и их родителям. Корреспондент АСИ расспросила руководителя организации Ольгу Ткаченко о специфике жизни людей и работы НКО в закрытом городе.

Частный сбор как предшественник НКО

Как и почему возникла ваша некоммерческая организация?

Это долгая история. В 2014 году у меня родилась Юля. С маленького возраста у нее стоял диагноз «детский церебральный паралич» (ДЦП), есть задержка речевого и психического развития. Когда мы искали для нее реабилитацию, в Москве нам сказали, что она никогда не будет ходить.

Ольга Ткаченко. Фото предоставлено АНО «Твердыми шагами»

Мы с мужем были с этим не согласны и нашли лечение в Китае. Стоимость — 700 тысяч рублей. Это была какая-то неподъемная сумма. Мы обычная среднестатистическая семья: машина — в кредите, квартира — в ипотеке. Все возможные средства тратили на лекарства и обследования дочери. Ничего не оставалось, как объявить сбор для Юли. И люди собрали эти деньги за четыре месяца.

В 2018 году Юля улетела в Китай вместе с папой и лечилась там три месяца. После возвращения в ее состоянии наметился серьезный прогресс. Ребенок теперь ходячий, у нее перестала течь слюна, ей вытянули челюсть, она перестала давиться едой. Это был огромный шаг вперед.

А к сбору на лечение Юли я никогда не относилась как к тому, что мне эти деньги подарили. Было ощущение, что их нужно вернуть. Но ты же не можешь отдать эти 50–100 рублей всем людям, которые их скинули. Как раз в этот период моя знакомая Анна Самсонова сказала, что хочет открыть организацию помощи особенным детям. Я эту идею подхватила, и мы вместе решили ее воплотить.

К нам сразу же присоединилась волонтер «Росатома» Валерия Созыкина. 13 июня 2022 года мы зарегистрировали АНО «Твердыми шагами». Впоследствии Анна открыла свою организацию «Вершина», а я стала руководителем «Твердыми шагами».

Значит, «Твердыми шагами» появилась как ответ на помощь?

Да. И еще хотелось сделать доступной реабилитацию детей. Официальной статистики в Озёрске нет, но в городе живет примерно 444 ребенка с инвалидностью. До нас работал только один клуб «Наши дети» при поддержке управления образования. На их групповые занятия ребята с серьезными ментальными нарушениями, как моя Юля, которая не разговаривает, ходить не могут. Для нас нужны индивидуальные уроки, творческие занятия «рука в руке» — тогда будет результат.

Мы, конечно, искали частных специалистов. Но в маленьком закрытом городе столкнулись с огромными очередями. Например, к дефектологу можно было попасть только через полгода после записи. Мы постарались это изменить.

Сейчас в АНО «Твердыми шагами» работает коррекционный психолог, психолог-травмотерапевт для родителей, воспитатель высшей категории, логопед, два реабилитолога и специалист по коррекционной гимнастике. На наши занятия ходят примерно 70 детей.

Специфика работы НКО в закрытом городе

Сложно ли было собрать такую команду специалистов?

Было очень трудно. Люди боялись приходить в некоммерческий сектор, поэтому сначала специалистов находила среди знакомых. Но со временем сотрудники сами притянулись, один привел второго. И теперь у нас очень слаженный коллектив.

На какие средства существует «Твердыми шагами»?

Гранты, конечно. Первое время я, юрист и руководитель проектной деятельности работали бесплатно. У нас была основная работа, а в «Твердыми шагами» — волонтерская. Я, например, мастер по маникюру. Совсем недавно мы стали получать гранты, куда включена и наша зарплата. Но со специалистами мы так не поступали, их работа всегда оплачивается. Вне грантов мы оказываем услуги на коммерческой основе, но цены ставим в два раза ниже рыночных. Например, часовое занятие с психологом стоит 800 рублей, а с реабилитологом — 1100 рублей.

Но мы всегда стараемся найти какие-то варианты финансовой помощи семьям. Например, в прошлом году мы помогли вернуть 20 людям компенсацию по 100 тысяч рублей за реабилитацию в нашем центре. Это субсидии губернатора Челябинской области для детей с инвалидностью.

С какими трудностями сталкивается некоммерческая организация в закрытом городе?

Во-первых, как я и говорила, это нехватка специалистов. А во-вторых, очень много родителей не готовы признавать отклонения в здоровье своих детей. Люди более закрыты сами по себе, не знают о признаках разных ментальных заболеваний, отказываются водить детей на реабилитацию.

Даже если диагноз подтвержден, родители долго не могут смириться и боятся, что окружение увидит, что их ребенок болен. В целом в закрытом городе об особенных людях говорят реже, как мне кажется.

В-третьих, родители очень мало откликаются на призывы нам помочь: прийти на субботник или что-то еще сделать. И хотя волонтеры из других организаций всегда готовы нас поддержать, хотелось бы видеть в их числе и семьи детей, с которыми мы занимаемся.

А есть ли плюсы?

В закрытом городе проще сделать так, чтобы твою работу заметили как в обществе, так и в администрации. Теперь я могу в любой момент обратиться к депутатам, добиться решения каких-то вопросов или попросить помощи в каких-то организациях — люди откликаются. Мы очень дружны с управлением по физической культуре Озёрска, соцзащитой и руководством нашего парка культуры и отдыха. Вместе проводим много классных событий.

Фото предоставлено АНО «Твердыми шагами»

Помощь детям и родителям

Какое было первое некоммерческое мероприятие, которое вы организовали?

Все началось еще за год до регистрации «Твердыми шагами». В августе 2021 года мы провели праздник в конном клубе «Невада» для детей с разными физическими и ментальными особенностями. Ребята играли со специально обученными собаками, веселились, фотографировались.

Потом мы собирали средства на подарки для учеников коррекционных классов и малышей с ментальными нарушениями из коррекционного садика. А на Новый год мы купили адресные подарки 25 особенным ребятишкам, которые писали письма Деду Морозу. Я помню, как ревела всю ночь из-за письма маленькой девочки, которая попросила безглютеновые сладости вместо игрушек. Меня сильно задела ее история, и еще больше захотелось помогать.

Какие проекты из реализованных АНО «Твердыми шагами» вы считаете наиболее значимыми?

Этим летом мы закончили очень серьезный проект «Новые горизонты» на средства Фонда президентских грантов. 20 детей с инвалидностью бесплатно прошли по 20 занятий с коррекционным психологом, 15 занятий ЛФК и АФК (лечебная и адаптивная физическая культура. — Прим. АСИ), 10 занятий иппотерапии, посетили три мероприятия с целью социализации. Плюс родители этих детей индивидуально занимались с психологом-травмотерапевтом и прошли три тренинга.

Также по проекту работала комната временного пребывания. Она позволила не только развить ребенка по системе Монтессори (методика самостоятельного развития ребенка, разработанная итальянским врачом и педагогом Марией Мотессори. — Прим. АСИ), но и освободить родителям время для своих дел или отдыха.

Второй проект длится с прошлого года. Для занятий с ребятами администрация Озёрска выделила нам полуразрушенное здание, где мы сейчас делаем ремонт. Благодаря гранту в 6,5 млн рублей мы уже восстановили отопление, электрику, поменяли окна и двери. В этом году мы выиграли еще 3,5 млн рублей инициативного бюджетирования и занялись внутренними работами. Плюс на грант ПО «Маяк» мы построим детскую площадку возле этого здания.

И вот уже два года мы проводим занятия по бочче (итальянская игра с шарами на специально размеченном поле. — Прим. АСИ) для ребят с различными особенностями здоровья в местном ТРК. Эта игра хорошо развивает и социализирует наших детей.

Спортивная игра бочче. Фото предоставлено АНО «Твердыми шагами»

Какие планы команда строит на ближайшее будущее?

Сейчас мы начинаем новый проект на грант Фонда гражданских инициатив Южного Урала. Это будут снова занятия для детей с коррекционным психологом, логопедом, частные встречи родителей с психологом-травмотерапевтом и комната кратковременного пребывания, которая будет работать пять дней в неделю.

Еще мы меняем устав организации так, чтобы в наших мероприятиях могли участвовать не только дети и молодые люди с особенностями здоровья до 35 лет, но и старше.

В будущем мы хотим сотрудничать с детскими садами и школами. Например, проводить групповые занятия с нормотипичными ребятами и с особенными. Нашим детям очень нужен социум.

О мотивации

Изменился ли за эти три года существования «Твердыми шагами» Озёрск? Стали люди лучше относиться к особенным детям и взрослым?

Это точно происходит. Мы организовываем инклюзию на наших мероприятиях, и я вижу, как нормотипичные дети привыкают к особенным ребятам, учатся с ними правильно взаимодействовать.

Фото предоставлено АНО «Твердыми шагами»

В начале интервью вы говорили, что хотели вернуть людям те деньги, что они пожертвовали на сбор для Юли. Думаю, эта цель давно достигнута. А что теперь вами движет каждый день?

Самый главный мой мотиватор — это дочь. Если бы я не родила такую Юлю, меня бы здесь никогда не было. А теперь я ответственна за многих детей и даже их родителей, которые часто мне звонят и просят помочь. Я всегда на связи, я всегда беру трубки, потому что я помню, как с Юлей в свое время была одна. Помню, как рыдала ночами из-за непонятных диагнозов.

У людей должен быть кризисный центр, куда можно позвонить в сложной ситуации, а у детей — место, где с ними будут качественно заниматься. 

Ольга Ткаченко и ее дочь Юля. Фото предоставлено АНО «Твердыми шагами»

«Твердыми шагами» уже давно переросло для меня в нечто большее, чем просто НКО. Я, конечно, очень устала. Последний раз в отпуске я была в 2020 году. Каждый вечер ложусь с одной мыслью: «Все, больше не могу». Но с утра — опять новые идеи, как можно что-то улучшить. Наверное, я просто нашла свое место, ведь я по жизни человек-решала.

Раньше было много страхов, что мне откажут, что-то не получится. А сейчас этих страхов нет. Просто идем дальше твердыми шагами.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо