Новости
Новости
01.11.2025
31.10.2025
30.10.2025
18+
Статьи

Как учатся социальные предприниматели из Татарстана

Где и зачем получать образование или повышать квалификацию тем, кто хочет профессионально заниматься социальным предпринимательством.

Вид на Казанский кремль. Фото: Роман Кручинин / РИА Новости

В 2019 году в Казанском федеральном университете (КФУ) появилась одна из первых в России магистерских программ в сфере социального предпринимательства. Вместе с изучением таких классических дисциплин, как проектный менеджмент, бизнес-планирование и маркетинг, студенты, многие из которых — действующие социальные предприниматели и руководители некоммерческих организаций со всей страны, переопределяют здесь для себя, что такое добро. И учатся делать ошибки.

Зачем социальному предпринимателю учиться

Размер финансовой государственной поддержки малых и средних предприятий (МСП) в 2025 году значительно сократился. Экономисты убеждены: гранты, субсидии и льготные кредиты не должны становиться условием развития бизнеса.

Социальное предпринимательство — достаточно узкий сегмент бизнеса: на октябрь 2025 года в России официально зарегистрировано более 6,6 млн МСП, из них социальных предприятий — лишь 12 200. Чтобы конкурировать с традиционным бизнесом, социальный предприниматель должен обладать определенными компетенциями, считает Мария Новикова, руководитель дирекции образовательных проектов Фонда региональных социальных программ «Наше будущее».

Фонд позиционирует себя как институт развития социального предпринимательства в России, он появился в 2007 году, и достаточно долго одним из основных направлений поддержки, которую организация оказывала социальным предпринимателям, была финансовая поддержка.

«На практике мы убедились в том, что финансирование — один из важнейших инструментов помощи социальным предприятиям, особенно на старте, когда предприниматель вкладывает свои инвестиции. Однако эффективность использования этих инвестиций очень сильно зависит от того, насколько этот предприниматель компетентен и в состоянии этими средствами грамотно распорядиться», — объясняет Мария Новикова.

Мария Новикова. Фото: Мария Разумова / АСИ

В фонде «Наше будущее» уверены, что образование — основа устойчивости и конкурентоспособности социального бизнеса, поэтому, помимо финансовой поддержки, в организации развивают образовательное направление. Так, у фонда есть собственные обучающие программы для предпринимателей, а еще организация выстраивает сеть из вузов и неакадемических образовательных программ, позволяющих всем, кто хочет заниматься социальным бизнесом, получать нужные знания и навыки.

Среди образовательных программ, которые разработал фонд, — «Школа социального предпринимательства». Обучение здесь проходит бесплатно в формате коротких онлайн-интенсивов и ориентировано на начинающих предпринимателей.

Программа построена так, что слушатели могут быстро получать знания по конкретным темам, необходимым для открытия или развития бизнеса. Например, как привлекать первых клиентов, настраивать онлайн-рекламу, разрабатывать финансовую модель или управлять персоналом.

Похожее устройство у второй программы фонда «Наше будущее» — «PRO отрасль». Здесь онлайн-интенсивы проводят для собственников бизнеса, распределяя их по отраслям, в которых они работают. Например, детское образование или физкультура и спорт. Мария Новикова предполагает, что краткосрочные образовательные форматы не только помогают предпринимателям закрыть текущую потребность через обучение, но и мотивируют их идти учиться на более длительные и более фундаментальные программы.

Экосистема, в которой можно ошибаться

Эксперты фонда «Наше будущее» принимали участие в разработке нескольких вузовских образовательных программ, связанных с социальным предпринимательством. Одной из таких стала магистерская программа КФУ «Управление проектами в сфере социального предпринимательства». Как вспоминает Мария Новикова, сотрудничество фонда с университетом началось в 2015 году и развивалось поэтапно: от экспертных консультаций и совместной разработки образовательных программ до софинансирования обучения студентов и проведения конкурсных мероприятий. 

За шесть лет существования программы «Управление проектами в сфере социального предпринимательства» дипломы по специальности получили 35 человек, обучение также прошли 11 студентов из Китая. Сейчас по программе обучаются более 44 жителей Татарстана и других российских регионов (часть слушателей находятся в академическом отпуске).

Казанский федеральный университет. Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Обучение по программе длится 2,5 года, форма обучения — очно-заочная. У поступающих должна быть степень бакалавра или специалиста, по окончании обучения выпускники получают степень магистра. Защита магистерской диссертации разрешена в двух форматах: либо студент делает исследовательскую работу по тематике социального предпринимательства, либо создает описание стартап-проекта и составляет его бизнес-план.

Как обращает внимание Зухра Зиганшина, руководитель программы «Управление проектами в сфере социального предпринимательства», программа — это площадка апробации гипотез, ее составители хотели «создать экосистему, в которой можно ошибаться». Преподаватель КФУ поясняет, что во время обучения студенты — не только потенциальные, но и действующие предприниматели — могут тестировать свои бизнес-идеи, получать гранты на их развитие и оценивать результаты. Только так, считают составители программы, студенты смогут понять, хотят ли они дальше развиваться как социальные предприниматели.

Одним из главных эффектов обучения по программе Зухра Зиганшина называет то, что студенты, освоив умение совмещать социальную эффективность с финансовой рентабельностью, начинают воспринимать социальный бизнес по-новому.

Зухра Зиганшина. Фото: Мария Разумова / АСИ

Существует стереотип, что социальное предпринимательство — синоним низкодоходного дела. Якобы владелец такого бизнеса делает добрые дела (решает важные общественные задачи), руководствуясь порывами души, а не стремлением зарабатывать, из-за чего впоследствии впадает в зависимость от сторонней финансовой поддержки. Чтобы устранить эту погрешность, в КФУ появилась программа «Управление проектами в сфере социального предпринимательства».

«Мы хотели увести людей от грантоедства», — делится Зухра Зиганшина, поясняя, что филантропическая зависимость представляет системный риск для социальной миссии. Студентов программы учат оценивать производимое бизнесом социальное воздействие и на основе этого анализа — с прикладной точки зрения — проектировать устойчивую бизнес-модель.

«Один из значимых элементов нашей программы — деконструкция понятия “добро” и деперсонализация социального воздействия», — рассказывает преподаватель КФУ.

Действующие социальные предприниматели: мотивация к обучению

Одна из магистрантов первого года обучения по программе КФУ «Управление проектами в сфере социального предпринимательства» — Эльвира Набиева, социальный предприниматель, основатель «Академии детского предпринимательства», в которой детей 6–17 лет обучают основам бизнеса, проектной деятельности, планирования, целеполагания, помогают им повысить финансовую грамотность и развить soft skills.

Эльвира Набиева объясняет, что работает с детьми и молодежью, и поэтому должна постоянно совершенствовать свои знания. В прошлом году она прошла краткосрочную программу повышения квалификации по стандартам и методологиям проектной деятельности в образовательном центре «Сириус».

Эльвира Набиева. Фото: Мария Разумова / АСИ

Свое второе высшее образование предпринимательница пришла получать в 46 лет. Эльвира Набиева говорит, что захотела актуализировать знания в сфере социального бизнеса, чтобы в дальнейшем его расширить, а также начать реализовывать более масштабные социальные проекты. Основатель «Академии детского предпринимательства» признается, что в магистратуре она уже успела найти команду профессионалов, которые смогут ей помочь в реализации задуманного.

«Здесь я оказалась в сообществе замотивированных людей с определенными ценностями, связанными с социальным предпринимательством. В основном все наши магистранты уже развиваются в своих направлениях социальной деятельности. У нас уже выстраиваются совместные проектные коллаборации», — рассказала Эльвира Набиева, добавив, что в октябре 2025 года в составе команды от Республики Татарстан выступала на Межрегиональной олимпиаде по социальному проектированию. В соревновании принимали участие 35 команд из 10 российских регионов, и команда Эльвиры Набиевой заняла третье место.

У предпринимательницы есть ученая степень кандидата экономических наук, и она планирует вернуться к научной работе. В качестве темы диссертации Эльвира Набиева выбрала исследование роли социального предпринимательства в воспитании талантливой молодежи.

Как в Татарстане развивают социальных предпринимателей

На октябрь 2025 года в Едином реестре субъектов МСП числится 123 социальных предприятия из Республики Татарстан, по количеству зарегистрированных организаций регион занимает 27-е место в России.

96 предприятий получили статус социального на основании того, что предоставляют услуги в социальной сфере. Примерно 80% из них — это учреждения дошкольного образования, остальные 20% занимаются пошивом одежды с татарскими элементами. Как заметила Алия Хабибуллина, начальник отдела содействия инновациям социальной сферы и образовательной деятельности Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан, это направление в народно-художественных промыслах в регионе очень популярно.

Социальные предприниматели Татарстана пользуются как федеральными, так и региональными мерами поддержки. Среди региональных финансовых мер поддержки — гранты министерства экономики республики. Всего их получили 140 социальных предприятий, общая сумма — 55,2 млн рублей. Фонд поддержки предпринимательства Татарстана предоставляет социальным предпринимателям микрокредиты: в 2025 году по ставке 16,5% годовых — ниже, чем для остальных МСП.

«Все говорят, что нужны гранты. Но если ты не сможешь ими правильно воспользоваться и правильно по ним отчитаться, то грант заберут обратно. Поэтому, — делает вывод Алия Хабибуллина, — обучение — это очень важно. Все в него в итоге упирается».

Из нефинансовых мер поддержки, которые Республика Татарстан оказывает своим социальным предпринимателям, — имущественная. В частности, местный социальный бизнес может получить государственное и муниципальное имущество в аренду на льготных условиях. Регион готов предоставить 870 помещений, но, как заметила Алия Хабибуллина, больше они подойдут для тех организаций, которые занимаются производством.

Фонд поддержки предпринимательства помогает социальному бизнесу участвовать в выставках, выделяя средства на регистрационные сборы, аренду площадок и оборудования (среди наиболее крупных мероприятий — ярмарка продукции самозанятых «Я и есть Татарстан» и выставка народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка»), и приглашает на конференции, форумы и конкурсы.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Среди них есть как местные (форум для социальных предпринимателей «Мой бизнес. Во благо» или форум о маркетплейсах «Мой бизнес. E-com»), так и региональные этапы всероссийских или межрегиональных мероприятий (конкурс социальных инициатив «Мой добрый бизнес», инклюзивный форум для предпринимателей «Ритм»).

У Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан есть и свои программы обучения. Так, владельцев социального бизнеса учат составлять бизнес-план. «Без него нет бизнеса», — уверена Алия Хабибуллина. Для предпринимателей также проводят круглые столы или бизнес-встречи, на которых действующие предприниматели делятся опытом. Некоторые обучающие программы строят по запросам: одна из таких посвящена построению личного бренда. В прошлом году ее прошли 77 человек.

В октябре 2025 года Минэкономразвития России обнародовало восьмой ежегодный рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных НКО и социального предпринимательства за прошлый год. Составители оценивают, какой эффект оказывают системные меры поддержки на развитие социальной сферы в регионах.

Лидером рейтинга второй год подряд стала Ленинградская область. Республика Татарстан в первую десятку победителей не вошла, однако в Минэкономразвития заметили, что регион в 2024 году продемонстрировал значительный прогресс, переместившись с 49-го сразу на 20-е место.

Постоянное совершенствование навыков и знаний

«С учетом стремительно меняющегося рынка и всевозможных вызовов социальные предприниматели должны опираться на компетенции и профессионализм, а не только на стремление делать добро», — замечает Мария Новикова.

Социальные предприниматели Татарстана эту идею явно разделяют: многие из них, если и не получили академического образования, то краткосрочные обучающие программы точно прошли и продолжают проходить. Возможности у всех разные, но как минимум владельцы бизнесов занимаются самообразованием и обязательно следят за трендами.

В образовательных мероприятиях на темы развития бизнеса Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан периодически принимает участие Далия Гайнанова, основательница компании-производителя адаптивной одежды GT Dress. Женщина воспитывает сына с ограниченными возможностями здоровья, и бренд появился, потому что маме «не во что было одеть ребенка на прогулку». Далия Гайнанова предлагает идеи моделей и участвует в разработке лекал, на собственном опыте зная о многих физиологических особенностях людей с инвалидностью.

Предпринимательница говорит, что уделять много времени дополнительному образованию у нее не получается: Далия Гайнанова — депутат Казанской городской думы, занимается развитием инклюзивной среды в городе, и учредитель благотворительной организации «Все для детей», помогающей семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ. Из недавних образовательных проектов, в которых участвовала команда GT Dress, одно было посвящено фандрайзингу в НКО, второе — продвижению товаров на маркетплейсе. Последнее организовала и проводила компания Wildberries для победителей конкурса растущих российских брендов «Знай наших».

На нехватку времени на обучение жалуются многие социальные предприниматели Татарстана. Так, Наталья Власова, основательница мастерской домашнего текстиля с вышивкой «Вышитое счастье», ждет второго ребенка, который вот-вот должен родиться. Мастерская занимает одну комнату в квартире, в которой женщина живет с мужем, сыном и кошкой. Создает Наталья Власова салфетки и мешочки для хранения, делает их из натуральных тканей российского производства.

«Бизнес-образования у меня нет. Для развития бизнеса, я считаю, всегда надо учиться. Мы же живем не в застойное время — постоянно все меняется. Я стараюсь быть в курсе последних изменений, читаю что-то по теме», — делится Наталья Власова.

В прошлом году основательница «Вышитого счастья» победила на региональном этапе федерального конкурса «Мама-предприниматель». Его организатор — Минэкономразвития России, грантодатель — фонд «Наше будущее». Цель программы — поддержка женщин с несовершеннолетними детьми или находящихся в декрете, победительницы регионального этапа проходят краткосрочное интенсивное обучение, посвященное вопросам развития бизнеса.

«Я люблю учиться, просто важно соблюсти некий тайминг, чтобы не был сильно занят работой», — говорит Тимур Николаев, который одновременно является владельцем маркетингового агентства, руководителем городского пространства для НКО и социальных инициатив — коворкинга «Добрая Казань», директором Фонда борьбы с диабетом и создателем трех благотворительных проектов, посвященных диабету.

Тимур Николаев. Фото: Мария Разумова / АСИ

В 2014 году у Тимура Николаева выявили диабет 1-го типа. Он начал искать информацию о своем заболевании, но практически ничего не мог найти. Примерно в то же время он подписался на тематическую группу в социальной сети «ВКонтакте», но она практически не обновлялась. Тогда предприниматель решил вести группу сам. За это время группа «Дневник диабетика» превратилась в пациентское сообщество людей с сахарным диабетом и выросла с нескольких десятков до более чем 100 тыс. пользователей.

К концу 2019 года Тимур Николаев создал приложение «Хлебные единицы», которое рассчитывает количество углеводов, содержащихся в различных продуктах и блюдах, и соответствующую дозу инсулина. В приложении нет рекламы и оно полностью бесплатно для пользователей.

В 2023 году Тимур Николаев начал развивать бесплатную онлайн-школу для людей с сахарным диабетом 1 и 2 типа «Сахар в норме».

Несмотря на обширный круг задач, Тимур Николаев старается участвовать в обучающих онлайн-семинарах Сети ресурсных центров НКО Приволжского федерального округа. Из программ, посвященных бизнесу, недавно прошел краткосрочный курс повышения квалификации «Социально-технологическое предпринимательство» от Московского физико-технического института, а чуть раньше — программу по менторингу для начинающих предпринимателей от «Сберуниверситета». 

«Дипломы и сертификаты важны при получении грантов. Еще и поэтому я люблю учиться», — шутит Тимур Николаев. Предприниматель замечает, что чаще всего развивает компетенции за счет самообразования: просмотра роликов на YouTube и чтения полезных книг.

Психология и технологии

Не все социальные предприниматели Татарстана считают, что им обязательно нужны специфические знания, касающиеся того, как развивать бизнес. Диляра Газизова, руководитель семейного образовательного центра «Казаныш», признается: руковожу, как умею. При этом первостепенное значение предприниматель придает профессиональному образованию и повышению квалификации по основной специальности.

«Казаныш» специализируется на нейропсихологической диагностике и коррекции поведения детей. Диляра Газизова получила дипломы по трем направлениям психологии: общая, клиническая и нейропсихология. Постоянно продолжает совершенствовать знания в этой сфере, так же поступают и другие преподаватели центра.

«Мы должны быть хорошо образованы, чтобы оказывать поддержку детям и родителям, — говорит предпринимательница. — Нейропсихология сейчас на пике популярности, но из-за онлайн-образования, из-за того, что кто-то получает образование без базового клинического, квалификация этих специалистов под вопросом».

Другому социальному предпринимателю, Виктории Рахимовой, основателю и директору сети школ робототехники и программирования «Технокласс», удалось пройти вузовскую программу профессиональной подготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство», созданную совместно фондом «Наше будущее» и Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (ВШЭ).

«Технокласс» — одно из первых социальных предприятий в Татарстане. Когда Виктория Рахимова открывала свою школу, управленческого образования у нее не было, основное образование — техническое. Она называет себя организатором по наитию. Обучение в ВШЭ помогло предпринимательнице разобраться в структуре бизнеса: изучить юридические требования, бухгалтерию, программы учета, правила построения маркетинговой стратегии, а также подготовиться к запуску франшизы.

«Обучение мне помогло: я лично стала сильнее. Думаю, что и компания тоже благодаря этому обучению стала лучше», — рассуждает Виктория Рахимова.

Между тем, предпринимательница интересуется современными проектами в сфере технологий и стремится использовать доступные новинки для расширения программы: говорит, что школа небольшая, поэтому команде достаточно легко создать новый курс. Сейчас в «Техноклассе» присматриваются к лампам Алекса Гайвера и решают, стоит ли открывать курс по искусственному интеллекту. А на тестировании уже лежит робот-гуманоид.

«Те, кто будут учиться, всегда будут востребованы», — говорит Виктория Рахимова, имея в виду не только учеников «Технокласса».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо