Новости
Новости
17.11.2025
14.11.2025
13.11.2025
18+
Статьи

«БиблиоДетки. Древо жизни»: как генеалогия помогает в обучении детей с РАС

Инклюзивный проект, связанный с генеалогией, — что это может быть? И зачем это все детям с аутизмом? Об этом Агентству социальной информации рассказала поведенческий аналитик Мария Рюмина.

Фото предоставлено АНО «Центр инклюзивных социальных проектов “Элеос”»

Инициаторы проекта «БиблиоДетки. Древо жизни» — АНО «Центр инклюзивных социальных проектов “Элеос”» и администрация библиотеки «На Морской». Руководитель проекта, президент АНО «Элеос» Наталья Денисова (Журавлева) занята в проекте с сыном Иваном, мальчиком с РАС. Вместе с семьями над их историями работают генеалог Ольга Полфёрова, писатель Андрей Демьяненко, художник Валериус, мультипликатор Елена Алексеева и композитор Юрий Бородин. С проектом и фондом «Элеос» давно сотрудничает поведенческий аналитик Мария Рюмина.

Как все начиналось? «Элеос» проводил в библиотеке «На Морской» инклюзивные семейные мероприятия. А Ольга Полфёрова читала там лекции по генеалогии. Наталья Денисова и заведующая библиотекой Антонина Бородина в какой-то момент решили организовать инклюзивное занятие и по генеалогии. Но важно было придумать именно семейный проект, чтобы участвовать в нем было интересно и детям.

Так родилась идея мультипликационного эссе — чтобы дети в технике под названием «перекладка» смогли «оживить» какие-то сюжеты из жизни своих родственников. В этой технике можно сразу видеть, что получается, так что это очень увлекательно. То есть одна секунда — 24 кадра. Перекладывая рисунок, надо сделать сотню кадров, а потом можно просмотреть их на телефоне в режиме видео.

Фото предоставлено АНО «Центр инклюзивных социальных проектов “Элеос”»

Семь петербургских семей, в трех из которых есть дети с расстройствами аутистического спектра, встретились в библиотеке «На Морской» и начали с составления своего генеалогического древа. Потом каждая семья выбрала одну особо дорогую ей семейную историю, писатель превратил эти истории в сказки, а художник и мультипликатор воплощают эти сказки в мультфильмы. И все это называется «БиблиоДетки. Древо жизни». В проекте участвуют дети в возрасте от шести до 16 лет.

На сегодняшний день уже готов первый мультфильм, который называется «Волшебное блюдце».

Понятная система

Кажется, что генеалогия и обучение детей с аутизмом — далекие друг от друга вещи. На самом деле здесь может быть решено много практических вопросов. Участие ребенка с РАС в таком проекте — мощный ресурс для обучения, формирования мотивации, снижения тревожности, социализации. А у детей с аутизмом социализация — основной дефицит, так как нарушение коммуникации влечет за собой и проблемы с социализацией. Такому ребенку не хватает сразу нескольких навыков, которые в принципе позволяют нам находиться среди людей.

На занятиях присутствуют разные специалисты: мультипликаторы, сценарист, родители. То есть сама среда ставит перед ребенком разнообразные коммуникативные задачи: послушать другого, попросить, ответить, выполнить просьбу, наблюдать последовательность диалога. Ведь часто наши дети из диалога вылетают в монолог: начинают говорить на свою любимую тему и не слышат, что им говорят другие. А внутри этого проекта у ребенка тренируются те навыки, отсутствие которых и влечет коммуникативное расстройство: они учатся поддерживать диалог, тренируют ожидание или готовность к отказу. Например, «сейчас не твоя очередь говорить, пусть другой ответит». И так далее.

Мультипликация — еще один эффективный инструмент в работе с такими детьми. Она хорошо помогает прививать навыки общения с внешним миром, восполнять дефициты коммуникации. Участвовать в создании мультика про твою семью для ребенка с РАС значит получать новые навыки. Например, нарисовать персонажа или наблюдать, как собирают информацию, как выстраиваются в систему семейные фотографии, как растет генеалогическое древо, — новые для него виды деятельности.

Фото предоставлено АНО «Центр инклюзивных социальных проектов “Элеос”»

Многих детей с РАС на протяжении всей жизни сопровождает тревожность, которую далеко не всегда можно снять медикаментозно. И снижать ее помогает как раз структура с понятными связями внутри или любая последовательность действий. Например, мы составляем вместе расписание и проговариваем, что за чем нужно делать.

Семейное древо — это тоже определенная структура, поэтому рисование, визуализация семейных связей даже в виде таблицы, где все расставлены по своим местам, полезны для них. Семья — это очень понятная структура. И когда ребенок с РАС видит внутри этой структуры себя, в своей ячейке, то уровень тревожности снижается, что также помогает ему развивать социальные навыки.

Особенно такая работа важна для подростков с сохранным интеллектом. В их жизни наступает момент, когда они понимают, что они не такие, как все. И здесь визуализация семейных и социальных связей помогает им понять, что они не оторваны от людей, не одиноки, а встроены в понятную им систему, где есть поддержка взрослых. Осознавать свою принадлежность к определенной семье — вот что по-настоящему ценно.

От семьи — ко всему человечеству

Механизм обучения таков: развитие одних навыков влечет за собой развитие других, более сложных. В итоге ребенок замотивирован добиваться успеха. Поэтому проекты вроде «Древа жизни» становятся новой ступенью в социализации.

Семейная история дает полезный наглядный материал в обучении, и мы, поведенческие терапевты, часто используем ее. Когда мы обучаем ребенка знать свою семью, мы выстраиваем перед его глазами систему — запрашиваем фотографии родственников, узнаем, кто из них где работает и проговариваем с ребенком все связи последовательно: «Брат моей мамы — дядя, его дочка — моя двоюродная сестра». Так мы выстраиваем недостающие логические связи. Тема семьи и даже дальнего родства для их формирования вполне подходит.

Работа над составлением генеалогического древа и связанные с ним поиски информации о родных дают ребенку большой пласт информации, на базе которой позже можно будет развивать более сложные навыки.

В процессе поиска не просто находятся имена, а изучается история семьи, отношения между родственниками, мы также узнаем об их профессиях, местах, где они жили. В любой семье хватает переездов и разных драм, разводов и новых браков. С высокофункциональными детьми мы говорим и на тему смерти. Так ребенок узнает про смену поколений, и это дает ему представление о том, как устроена жизнь его семьи и всего человечества как биологического вида.

Визуальная поддержка

Генеалогическое древо — это визуальная подсказка для ребенка при изучении самого понятия семьи, и, когда он учится называть каждого из членов семьи — «это бабушка», «это дедушка», «это дядя», — он запоминает имена каждого из них. Так что древо может помочь в освоении такого навыка. При этом древо расширяет список родственников, то есть развивает мышление ребенка в этом направлении. Когда есть визуальная поддержка, детям с РАС намного проще обучаться, так как у них хорошо развито визуальное восприятие.

Фото предоставлено АНО «Центр инклюзивных социальных проектов “Элеос”»

Для ребенка с аутизмом ассоциативная сфера очень сложна. Но при помощи генеалогического древа он может осваивать даже сложные социальные истории, например, переезды или перемены занятий. Он видит картинку, где нарисовано, что его прабабушка и прадедушка сначала жили там-то, потом переехали туда-то, дедушка работал машинистом, а потом стал начальником депо. И так постепенно ребенок в принципе начинает понимать, как это происходит у людей.

Фото предоставлено АНО «Центр инклюзивных социальных проектов “Элеос”»

А еще он учится задавать вопросы: «Где жила моя бабушка?», «Кем работал мой дедушка?», «Какого цвета у бабушки были глаза?», «Была ли у них кошка?». И далее ребенок с аутизмом может перенести подобные вопросы в контекст общения со своими сверстниками. Ведь обычные дети, например, 9–10 лет рассказывают друг другу, у кого кем работают родители, дедушки и бабушки, другие родственники. Так что эти вопросы можно превратить в социальные инициативы.

«Дедушка тоже любил тишину»

Если у ребенка есть какие-то специальные интересы, например, ему нравятся паровозы, а в ходе составления генеалогического древа выяснится, что его дедушка был машинистом, то это может стать хорошей мотивацией для соединения своего интереса с историей семьи. То есть происходит дополнительное обучение и внедрение этого метода в обучение другим навыкам. Ребенок узнает, что его дедушка был машинистом, когда ему предлагают найти паровоз, на котором дедушка ездил, построить маршрут. И здесь очень многое из найденной информации можно нанизывать, как бусины. Так создается мотивационная среда.

Фото предоставлено АНО «Центр инклюзивных социальных проектов “Элеос”»

Иногда семейная история может объяснять ребенку его особенности. Например: «Твой дедушка любил тишину, и ты тоже любишь тишину» или: «Твоя бабушка тоже раскладывала полотенца по цветам». Люди с аутизмом стигматизированы. Многие из тех, кто знает о своем диагнозе, работают с психологами или психотерапевтами не только для того, чтобы снять внутреннюю стигматизацию, но и чтобы научиться общаться с людьми во внешнем мире и адекватно воспринимать то, что не все могут к ним хорошо отнестись. И узнав о том, что он чем-то похож на кого-то из предков, ребенок может почувствовать, что он не один, что за ним целые поколения, где у кого-то тоже могли быть какие-то особенности.

Однажды я занималась с подростком, у которого синдром Аспергера. Он не знал, как вести себя в определенных ситуациях. И его мама рассказывала, что говорила ему: «Твой дедушка в этой ситуации поступал вот так». То есть ребенку дают возможность воспользоваться опытом многолетней давности, чтобы улучшить свою жизнь.

Фото предоставлено АНО «Центр инклюзивных социальных проектов “Элеос”»

Из добрых детей вырастают добрые взрослые

Инклюзия полезна и нормотипичным детям — так они учатся не пугаться людей с особенностями развития, принимать как должное, если такие люди находятся рядом с ними. Благодаря инклюзивным проектам дети становятся добрее, более склонными к терпимому отношению к тем, кто отличается от большинства. А из добрых детей вырастают добрые взрослые.

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» национального проекта «Семья».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо