Более тысячи человек стоят на набережной Кубани и скандируют: «Мы против застройки!» Это краснодарцы записывают видеообращение президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить зеленую зону в их районе: на месте, где сейчас стоит новогодняя елка, скоро должен вырасти храм высотой с 20-этажный дом. Рядом, всего в 80 метрах, уже стоит часовня Дмитрия Солунского, а в километре — большой храм Рождества Христова. Но власти говорят: нужен еще один. Самый высокий в регионе.
Дефицит и абсурд
Набережная Кубани — единственное место в Юбилейном микрорайоне (ЮМР) Краснодара, где жители могут посмотреть вдаль и их взгляд не упрется в окна соседнего дома. Здесь горожане гуляют с детьми и собаками, катаются на скейтбордах и велосипедах, занимаются йогой и танцами.
«В Краснодарском крае норматив — 16 квадратных метров зеленой территории на человека, в Юбилейном микрорайоне, где 120 тысяч жителей, на каждого приходится едва ли по два. У нас дома окна в окна, придомовых территорий нет. Зал дома культуры на 30 мест. Поликлиник не хватает, школ не хватает», — рассказывает координатор общественного движения «Совет ЮМР» Виталий Черкасов.
Жители микрорайона живут на полуострове — территорию огибает река Кубань, — расширяться некуда. Узкая полоска набережной, от 80 до 120 метров шириной, — все, что доступно сейчас горожанам, желающим пообщаться с природой. Раньше эта земля относилась к зоне Р-1 с запретом на любое строительство, но в 2020 году городская дума разрешила строить на ней храмы.


«Получается абсурд, — продолжает Виталий Черкасов. — Дом культуры нельзя, школу и поликлинику нельзя. А храм — можно».
Жители ЮМР против застройки
В 2010-х годах на месте этой набережной должны были появиться пять многоэтажек. Жители объединились, начали выступать против застройки территории и добились расторжения договора с застройщиком. Эта победа стала уникальным прецедентом для всей России.
Тогда губернатор Вениамин Кондратьев и мэр Евгений Первышов пообещали: никакой застройки на данной территории — только зеленая набережная для прогулок и отдыха. И действительно, в 2018 году на набережной открыли аллею в честь 80-летия образования Краснодарского края, вложив 160 млн бюджетных рублей. В 2021 году построили скейт-парк международного уровня за 15 млн рублей.
«Мы боролись за эту набережную много лет, — рассказывает член ”Совета ЮМР” Светлана Минц. — Отстояли и очень радовались, надеясь на спокойную и, насколько возможно в дефиците свободного пространства, комфортную жизнь. Но недолго».
В 2021 году власти Краснодара обсуждали передачу половины гектара земли на набережной под церковные нужды. На возмущение краснодарцев тогдашний мэр Андрей Алексеенко заявил: «Мы поняли, жители этого не хотят».
Однако летом в 2024 году без лишних анонсов участок увеличили до 1,2 га, а осенью — уже до 2,5 га, назвав зоной ОД-4 — под религиозное использование. А 10 сентября 2025 года губернатор Вениамин Кондратьев на градсовете сказал: «Храму — быть!»
Чуть позже стало известно, что для «сохранения зеленой зоны», о которой так переживают жители района, 70-метровый храм возведут не на лужайке, где изначально планировалась стройка, а прямо в самом сердце набережной — там, где обычно ставят новогоднюю елку.

Вместе с храмом планируется строительство паломнического центра с актовым залом на 300 мест и возведение памятных сооружений.
Фото: Инна Йоффе / АСИ
«Вот и получилось, что мы боролись за один участок, а потеряли сразу два: у церкви остался и тот кусок на лужайке, и новый в самом центре набережной», — отмечает активист и житель ЮМР Валерия Дульская.
Молодежная субкультура и зыбкая почва
Единственное, что разделяет сейчас эти два участка РПЦ, — тот самый скейт-парк, который построили для любителей и профессионалов трюковых велосипедов (BMX) и скейтборда.
«Есть ли сомнения, что его снесут? Нет, — говорит Валерия Дульская. — Там молодежная субкультура — скейтеры и BMX-райдеры. Зачем это церкви? Очень обидно, таких парков в России по пальцам пересчитать».
Жителей пугает не только потеря зеленой зоны, благоустроенной набережной и скейт-парка. Многоэтажки, в которых они живут, стоят на песчаной наносной почве, на сваях. Здесь все так близко друг к другу, что постройка огромного тяжелого сооружения на оставшемся клочке берега может повредить соседним домам.
«В начале набережной совсем рядом с местом, намеченным под будущую стройку, уже построили пару 24-этажных башен. Сваи тогда забивали в несколько приемов, — вспоминает Светлана Минц. — Одна проваливалась, на нее били следующую. С трудом завершили и убедились, что продолжать строительство практически в русле реки с таким стремительным течением действительно не стоит.
Перенаселенный ЮМР весь стоит на зыбкой почве. Но из-за минимальных затрат на коммуникации здесь очень любят строить. И никак не могут понять, что ЮМР — полуостров. Земля закончилась! Площади для новых строек не осталось!»
Экологичные решения и территориальное планирование
Елена Шувалова — руководитель общественного центра «Помоги городу», православная. Женщина не против строительства храма и считает, что нынешняя набережная вряд ли может стать хуже из-за ее текущего состояния.
«Здесь слишком много плитки, нет спуска к воде, мало тени. Да и берегоукрепление из бетона устарело, — объясняет Шувалова. — Сегодня в России уже создают принципиально иные набережные — безопасные и экологичные, с сохранением природного ландшафта. Поэтому при строительстве храма важно учесть прошлые ошибки: максимально озеленить не только территорию вокруг храма, но и всю набережную. Если же продолжат работать по старой схеме, горожане получат еще один серый и безжизненный кусок города».
Параллельно власти заговорили про новую дорогу — по улице Думенко в станицу Елизаветинскую. Жители уверены: без нее к храму не подъехать. Но Юбилейный — это спальный район с предельно плотной застройкой, где между домами не могут разъехаться две легковушки, а спецтехника не может проехать совсем.
«Это ошибка архитектурного планирования: добираясь домой, жители часами стоят в пробках, — объясняет член ”Совета ЮМР” Валентина Раилко. — Новая дорога сделает наш район транзитным, но любое увеличение транспортного потока приведет только к коллапсу».
Фото: montypeter / Freepik

Против застройки набережной оставили свои подписи три тысячи жителей, активисты обратились с видеозаписью к мэру Краснодара Евгению Наумову и губернатору Вениамину Кондратьеву. Безрезультатно. Местный митрополит так же, как и городские власти, во встрече членам общественного совета отказал, однако в телеграм-канале Кубанской митрополии появился репост канала «Русская дружина», где протестующих краснодарцев назвали теми, «кто живет на отрицании русского и традиционного», и «ярмаркой протестной шизофрении».
Память и градостроительные нормы
В ноябре 2025 года власти внезапно объявили: новый храм будет посвящен участникам СВО.
«Строительство храма на набережной обсуждали гораздо раньше начала СВО, но посвящение появилось ровно тогда, когда нужно было заткнуть людям рты, — считает Виталий Черкасов. — Это удар ниже пояса. Теперь против храма — значит, против памяти погибших».
Но жители Юбилейного не против храма. Они против того, чтобы у них украли место общения с природой и назвали это святым делом. Против того, чтобы их любовь к родным местам объявили предательством памяти погибших. Против того, чтобы градостроительные нормы менялись одним росчерком пера.


«Ставьте храм в “Новом Краснодаре”, в микрорайоне, строительство которого начнется только в 2026 году. В деловом центре Краснодара, как новый район позиционируют, будет уместен и грандиозный храм в честь бойцов СВО. Там еще можно предусмотреть все: подъезды, парковки, обширную парковую территорию», — предлагает Виталий Черкасов.
Жители ЮМР не сдаются. Приходят на набережную, записывают обращения против застройки, стоят под елкой на той самой площади, которую у них хотят отнять. Снова и снова. Потому что дом — это не только стены. Это еще и воздух между ними.
