6 февраля 2026 года Борис Кириллов, заместитель полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе, рассказал ТАСС, что оценивает сферу производства адаптивной одежды на Урале как «перспективную». В этом году в Екатеринбурге пройдет окружной этап Международного конкурса адаптивной моды «На крыльях», инициированного фондом «Защитники Отечества».
Кто шьет адаптивную одежду в России
В России пошивом адаптивной одежды чаще всего занимаются небольшие предприятия. Нередко такие мастерские основывают мамы детей с двигательными проблемами, столкнувшиеся с отсутствием подходящей одежды. Так в Тольятти возник бренд Nikola Kids, основанный мамой ребенка с ДЦП. В Санкт-Петербурге с 2022 года работает компания, выпускающая одежду под брендом ДИА ГАРДЕРОБ.
Принимают участие в развитии адаптивной одежды и НКО. В 2018–2020 годах коллекция одежды для детей на колясках была создана московским швейным объединением «Смена» в сотрудничестве с фондом Екатерины Иноземцевой. В феврале 2026 года образовательный модуль «Инклюзивный дизайн одежды» начался в Британской высшей школе дизайна (БВШД). Одним из организаторов курса выступает Фонд борьбы с инсультом ОРБИ.
С началом СВО тема адаптивной одежды получила новое звучание в связи с потребностями раненых. С 2022 года фонд «Защитники Отечества» проводит в России конкурс адаптивной моды «На крыльях».
Какими особенностями должна обладать адаптивная одежда
Одна из проблем адаптивной одежды в том, что для людей с разными дефицитами она должна обладать разными особенностями. Например, людям с диабетом нужен специальный карман в районе талии для ношения инсулиновой помпы (помпа закреплена на теле). Также им очень помогает специальное «окошко» на рукаве, расстегнув которое можно легко сделать укол.
Адаптивная одежда для людей с протезами предполагает молнии на рукавах и штанинах, облегчающие доступ к протезу. Родители детей — подопечных фонда «Синдром любви» в опросе по поводу адаптивной одежды отмечали, что для детей с синдромом Дауна больше подходит одежда на магнитных застежках и липучках. У таких детей есть проблемы с мелкой моторикой, и застегивать обычные пуговицы им сложно. Также, по словам родителей, дети с синдромом Дауна более склонны к полноте, а руки и ноги у них короче, чем у обычных людей.
Для детей и взрослых с ДЦП и разнообразными двигательными дефицитами нужна одежда, которую можно расстегнуть и застегнуть, не переворачивая лежащего человека. Одежда для людей на колясках должна защищать от влаги, а еще быть теплой, поскольку человек, сидящий в коляске неподвижно, мерзнет. Кроме того, джемпера и куртки для колясочников должны быть адаптированы к особенностям сидящего человека — короче по груди и длиннее по спине.
Нередко в России даже в специализированных мастерских адаптивную одежду шьют для человека на заказ индивидуально. Это долго и недешево.
Какой должна быть одежда для раненых
С 2022 года изготовлением адаптивной одежды в рамках своей программы «От ранения до выписки» занимается благотворительный фонд «Вместе по зову сердца».
Одежда разрабатывалась фондом совместно с РГУ им. А.Н. Косыгина (бывший Институт легкой промышленности), а также получила отзыв НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова (Центр Илизарова) в Кургане. Получив замечания из Кургана, модели доработали.
По словам директора фонда Юлии Бузмаковой, в фонде образовалось хорошее собственное конструкторское бюро. В него вошли специалисты, которые занимались разработкой одежды и до СВО.
Как рассказала АСИ Бузмакова, по своим конструктивным особенностям одежда для раненых в целом похожа на адаптивную одежду для людей с большими двигательными дефицитами. При уходе за раненым в первое время также актуален вопрос, как переодевать его, минимально переворачивая.
«Раненые бывают довольно долго прикованы к постели. Соответственно, та одежда, которую мы разработали, упрощает уход за раненым для его близких и персонала больниц. Ее можно надеть на человека с ограниченной подвижностью. К тому же у раненого человека зачастую очень немного сил, чтобы одеться самостоятельно», — пояснила директор фонда.
Отличительная особенность одежды, которую отшивает фонд, — возможность надевать ее людям с аппаратами внешней фиксации. Обычная одежда на медицинские приспособления вроде аппарата Илизарова просто не налезает.
Фонд занимается изготовлением адаптивной одежды для людей с осколочными ранениями. Но разработанные им модели без дальнейшей доработки подойдут любым людям с аппаратами внешней фиксации (например, аппаратами Илизарова) или с ограниченной подвижностью вследствие переломов и спортивных травм.
Какую одежду шьет фонд
Фонд отшивает несколько видов изделий. Прежде всего, в его ассортименте есть адаптивное белье. Кроме того, шьют теплые штаны и куртки, так как, еще находясь в госпитале, раненые выходят на прогулки. Запрос на теплые зимние куртки в фонд пока не поступал, так как зимой проходящие лечение в госпиталях не гуляют.
Отличительная особенность работы фонда «Вместе по зову сердца» — здесь удалось наладить не индивидуальный пошив, а массовое производство одежды. Ситуация, когда необходимость в адаптивной одежде возникла у взрослых людей с приобретенными дефицитами, позволила разработать размерный и модельный ряд. А массовое производство делает одежду дешевле.
По словам Бузмаковой, индивидуально по запросам раненых одежду шили только в первый год работы фонда. Сейчас по заказам фонда ее отшивают на предприятиях-партнерах, ориентируясь на статистику самых востребованных размеров. А возможности фонда произвести одежду партиями ограничиваются главным образом денежными сборами на закупку тканей, фурнитуры и расходных материалов, так как раненые получают одежду бесплатно.
Сейчас фонд рассылает произведенную одежду по запросу в разные регионы России — от Камчатки до Калининграда, продолжая вести всех раненых, которые однажды стали его подопечными.


