Два поколения американцев под одной крышей
Соответствующие обращения о создании площадки для общения поколений член СПЧ Яна Лантратова направила в Министерство образования и науки и Министерство труда и социальной защиты. В качестве примера такой площадки она приводит Providence Mount St. Vincent в США, который вмещает 400 пожилых жителей, а также несколько десятков детей, которые стали частью программы Международного Обучающего Центра (ILC).
С 1991 года компания ILC старается дать возможности детям и взрослым взаимодействовать друг с другом. Пять дней в неделю малыши приходят в гости к старшему поколению, чтобы вместе заниматься музыкой, танцами, искусством, рассказывать друг другу истории, готовить обед и делать еще много других увлекательных вещей. У детей таким образом оказывается много любящих бабушек и дедушек, они лучше понимают процесс взросления и старения, а пожилые жители центра вновь чувствуют свою нужность, востребованность, они рады поделиться своим опытом и любовью, рассказывает о деятельности центра Культурология.Ру.
Это заведение стало центральной темой документального фильма «Present Perfect» режиссера Эвана Бриггса, рассказывающего о взрослении и старении в Америке.
«Перед тем как дети входят в комнату, старики выглядят полуживыми, пребывают в полудреме. Совершенно депрессивное зрелище. И вот заходят дети для урока искусства или музыки, или для того, чтобы сделать бутерброды для бездомных, ну или какой еще там проект у них в этот день — и пожилые люди вдруг оживают, и энергия бьет из них ключом!» – делится впечатлениями режиссер фильма.
Такое общение детей и пожилых дает очень многое обоим поколениям. Пожилые не чувствуют себя одинокими, дети – получают внимание со стороны взрослых.
«Подобное взаимодействие позволит людям пожилого возраста не только почувствовать себя нужными и востребованными, но и поможет им передать свой опыт подрастающему поколению. Благодаря таким встречам дети могут воспринять мудрость, знания и добродетели из рук людей, прошедших долгий, насыщенный профессиональный и жизненный путь», — цитируют «Известия» Яну Лантратову.
В России есть свой опыт
Совмещение дома престарелых и детского дома – инициатива, которая реализована не только в зарубежных странах, но и в России.
По словам Яны Лантратовой, Союз добровольцев России уже организовывал встречи выпускников детдомов с постояльцами домов престарелых, накоплен исключительно положительный опыт, в связи с чем и появилась инициатива реализовать проект на государственном уровне.
Уже есть ряд волонтерских организаций, которые пробуют делать такие проекты, поэтому прежде чем подступаться к такой инициативе, необходимо изучить их опыт, подчеркивают представители некоммерческих организаций.
«Ряд волонтерских структур неоднократно предлагали такие проекты, и я не слышала, чтобы из этого что-то увенчалось колоссальным успехом. Силой детей общаться не заставишь, как и пенсионеров. Кстати, в Москве на 16-й Парковой улице есть Дом ветеранов труда, а в 200 метрах – детский дом. В качестве пилотного эксперимента я бы предложила взаимодействовать им и посмотреть, что получится. Я думаю, что они уже каким-то образом общаются. Нужно узнать, как, отработать на двух-трех пилотных проектах, а потом уже предлагать на всю страну», — считает член Общественной палаты РФ, куратор проекта «Ванечка» Юлия Зимова.
Как отмечает председатель Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе дело» Эдуард Карюхин, сама по себе идея встречи разных поколений – очень продуктивная.
«Эту идею мы неоднократно обсуждали в нашей коалиции «Право пожилых». А несколько лет назад мы поддерживали подобный проект в Дагестане, где как раз коллеги организовали приезд школьников и детей из детского дома в дом престарелых. Так что технология известная, ничего нового в ней не содержится. Конечно, как геронтолог я двумя руками «за» эту идею. Надо смело вводить эти технологии, можно делать на местах, в регионах», — считает Эдуард Карюхин.
Бабушки без плюшек и шоколадок
Однако не все эксперты согласны с тем, что идея хороша настолько, что можно ее внедрять. По словам специалистов, и дети в детских домах, и пожилые люди в домах престарелых – это очень специфические аудитории, у каждой из которых есть сложные проблемы — и психологические, и физические.
«Как дети из детдомов в реальности очень далеки от образов диккенсовских «бедных сироток», так и бабушки и дедушки из домов престарелых – не сказочные добрые и мягкие волшебники. А ведь у каждой из сторон будут именно такие – нереалистичные – ожидания от предстоящего общения: дети будут ждать бабушек с плюшками и шоколадками, а бабушки – заботливых и внимательных «внучков». Соответственно, для качественного и, главное, полезного контакта здесь нужна специальная подготовка», — говорит президент благотворительного фонда «Найди семью» Елена Цеплик.
По ее мнению, прежде чем «пересекать» пожилых людей и детей-сирот, и ту, и другую сторону надо обучить, как общаться друг с другом, как строить отношения, как помогать друг другу. Во-вторых, встают вопросы физического здоровья.
«Дети в детских домах, как правило, имеют массу достаточно серьезных диагнозов, как и старики в домах престарелых. Как осуществлять «совмещение» таким образом, чтобы ни одна из сторон не страдала физически? Чтобы их совместный досуг не превращался в уход для одной или другой стороны? – тоже совершенно не понятно, какая методология здесь предусмотрена», — обращает внимание эксперт.
В-третьих, еще одна серьезная проблема, о которой необходимо думать, — формирование привязанности ребенка к взрослому, нужда в постоянном общении со взрослым. Допустимо ли стимулировать привязанность ребенка к старому человеку, если есть высокая вероятность, что ребенку придется в скором времени переживать его смерть? Это очень сложный вопрос. И скорее всего, этого делать не нужно: травм у ребенка-сироты и так достаточно, считает Елена Цеплик.
Никого ни с кем не объединят
Обеим сторонам – и детям, и бабушкам — нужно тепло и внимание. На постоянной основе совместить два учреждения – пока очень непросто, особенно в нынешних условиях, которые есть в российских домах престарелых, подчеркивают эксперты. Бабушкам нужен медицинский уход, в домах престарелых есть лежачие больные, кроме того, пожилые вряд ли будут рады постоянному шуму, гаму, беготне детей. Перестраивать систему, делать отдельный корпус для колясочников, для лежачих и тяжелобольных — маловероятно, что это произойдет, считают представители НКО.
«То, что это может поменять систему по поддержке пожилых, — звучит заманчиво. Но я слабо верю в реализацию этой инициативы. Было бы лучше, если один-два раза в неделю организовывать для домов престарелых и детей совместные чаепития. Бабушки могли бы сами что-то испечь или дети с собой что-то принести. С другой стороны, дети могут помогать в саду, потому что во всех домах престарелых, особенно сельских, есть большая территория вокруг, там было бы здорово сделать клумбы, посадить цветы. Бабушки во время прогулок могли бы рассказывать что-то интересное детям. Это трудно организовать, но возможно», — говорит директор Благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина.
Реального объединения домов престарелых с детдомами не будет хотя бы потому, потому что с 1 сентября вступает в силу ряд нормативных актов, согласно которым все детдома «переформатируются».
«Детдома становятся квартирного типа, это будут разнополые группы на 8 человек с «социальной мамой» — воспитателем, которая живет вместе с ними, объясняет член Общественной палаты РФ, куратор проекта «Ванечка» Юлия Зимова. — При каждом детском доме будут стараться делать школу приемных родителей. В общем, грядет серьезная реформа, ввиду которой никто ничего присоединять не будет».
Председатель правления РОО «Право ребенка» Борис Альтшулер считает идею вообще бессмысленной.
«Существуют детские дома, где дети находятся в состоянии социальной исключенности, они изолированы от общества. Существуют дома престарелых, где престарелые находятся в изоляции от общества. Что тогда изменится, если совмещать эти две изолированные институции?» — сказал Альтшулер ИА REGNUM. По мнению правозащитника, прежде всего нужно открывать дома престарелых и детские дома для общественности. «Та изоляция от внешнего мира, которая с ними происходит, является источником чудовищных нарушений», — пояснил он.
Не навреди
Прежде чем проводить эксперимент с объединением детских домов и домов престарелых, необходимо все тщательно продумать, обращают внимание эксперты.
«Воплотить можно любую идею, и эту, конечно, тоже. Но все-таки надо более четко понимать цели и, главное, необходимые для воплощения ресурсы – тогда шанс на то, что воплощение пойдет кому-то на пользу, будет гораздо выше. Ведь речь идет о живых людях, о их чувствах, и играть этим недопустимо», — отмечает президент благотворительного фонда «Найди семью» Елена Цеплик.
На взгляд председателя Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе дело» Эдуарда Карюхина, СПЧ апеллирует к слишком частным вещам.
«Как мне кажется, они могли бы заниматься более системными вопросами. Например, обсуждением Национальной стратегии по старению, нарушением прав пожилых – в СМИ довольно часто появляются новости о злоупотреблениях в отношении пожилых людей. Ведь это и есть разрыв поколений», — считает Эдуард Карюхин.
«Эта идея – совместить дома престарелых и детские дома — не нова. Да, она кажется свежей и интересной. Но мы считаем, что в проекте заложено огромное количество рисков, часть которых невозможно просчитать на данном и этапе, и они могут проявиться только через несколько лет, — отмечает Вадим Самородов, руководитель программы «Старшее поколение» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. — Например, сложно сказать, как отразится жизнь в подобном «доме брошенных» на детях, которым надо выходить во взрослую жизнь и узнавать её в более естественном виде. В целом, это проявление «комплекса демиурга» — вершить судьбы людей по своему разумению. Мы же в наших программах стараемся делать всё, чтобы люди и в молодом и в пожилом возрастах оставались в семье и видели вокруг себя нормальную жизнь. Таким образом, мы точно не стали бы рекомендовать этот проект в качестве системного решения для сферы социальной защиты РФ, потому что мы придерживаемся в нашей деятельности ключевого принципа – «не навреди».
«Это лучшая идея за последние десятилетия!» — говорят жители Сиэттла про свой «удивительный дом», объединивший малышей и пожилых. В России большинство экспертов пока не видят перспектив для воплощения инициативы Яны Лантратовой. Возможно, потому, что эта инициатива изначально переворачивает идею совмещения двух поколений, как она реализована в США. Там рядом с пожилыми, вынужденными проживать в социальном учреждении, находятся дети не изолированные и не одинокие — они проживают в семьях, просто посещают детский сад. А изоляция помноженная на изоляцию — совмещение дома для сирот с домом для престарелых — не разорвет замкнутого круга.
Однако ничто не мешает воплощать в жизнь социальные проекты, в принципе объединяющие пожилых и детей, дающие возможность одним и другим реализовать себя. Как показывает опыт благотворительных фондов, НКО и волонтеров, эффект от этого только положительный.
Фото: videochart.net, flickr.com/ The Bridge Family, facebook.com/starikam, Александра Кириллина