В разных регионах РФ реестры наполняются с разной активностью. Например, в Забайкальском крае и Республике Хакасия в реестрах поставщиков социальных услуг до сих пор нет ни одной некоммерческой организации. В Новосибирской и Омской областях их количество быстро увеличивается. В Новосибирской области, например, их 19. А в Красноярском, Алтайском крае и Кемеровской области, где социальные услуги оказываются уже давно, организации не спешат входить в государственные реестры.
Какие СО НКО и с какими социальными услугами наиболее активно включились в процесс, и почему другие НКО, имея порой многолетний опыт деятельности, разработанную методическую базу и постоянных клиентов, не торопятся входить в реестр поставщиков?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы проанализировали опыт 43 социально ориентированных НКО из 11 территорий Сибири (Республики Алтай, Саха (Якутия) и Хакасия, Алтайский, Красноярский и Забайкальский край, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области), предоставляющие населению порядка 80-ти социальных услуг.
Какие бывают услуги
В арсенале сибирских СО НКО огромный перечень социальных услуг, которые условно можно разделить на 17 групп:
- деятельность в области улучшения морально-психологического состояния граждан;
- образование, просвещение, наука, развитие межнационального сотрудничества;
- здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан;
- добровольчество;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- физическая культура и спорт;
- охрана окружающей среды и защита животных, социальная поддержка и защита граждан;
- улучшение качества жизни людей пожилого возраста;
- социальная адаптация инвалидов и их семей;
- помощь детям-инвалидам и их семьям;
- профилактика социально опасных форм поведения граждан, социального сиротства;
- поддержка материнства и детства;
- пропаганда здорового образа жизни;
- сохранение и защита самобытности, культуры, языка и традиций народов РФ;
- поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействие благотворительной деятельности;
- помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф.
Самые популярные
Среди социальных услуг, наиболее часто предоставляемых социально ориентированными НКО, – помощь инвалидам, в том числе детям, и их семьям. Как правило, во главе таких организаций, среди их ключевых сотрудников есть те, кого проблемы людей с ОВЗ касаются непосредственным образом – мамы детей-инвалидов либо ближайшие родственники и близкие людей с ограничениями здоровья. Они глубоко погружены в суть проблемы, пропускают ее через свою душу и не допускают поверхностного, непрофессионального отношения к предоставляемым услугам. Исполнители услуг и волонтеры проходят обязательное предварительное обучение и овладевают всеми необходимыми знаниями и навыками.
Судя по количеству предлагаемых населению соцуслуг, большинство сибирских НКО все же заняты проблемами детской инвалидности. Они предлагают услуги широкого спектра: от психолого-педагогической поддержки до коррекционно-развивающих занятий и программ реабилитации детей-инвалидов. Например:
· «Групповые занятия по подготовке к школе детей-инвалидов» Кемеровской региональной общественной организации «Служба лечебной педагогики».
· Услуги «Временная няня» и «Сиделка» для детей-инвалидов Немецкой национальной районной общественной организации Всероссийского общества инвалидов.
· «Школа для родителей и инструкторов по гидрореабилитации детей с ДЦП» Алтайской краевой общественной организации в поддержку родительства, детства и раннего развития детей «Здоровей-ка».
· «Реабилитация детей-инвалидов с помощью лечебной верховой езды» Иркутского общественного благотворительного фонда Тихомировых.
На втором месте по объему предоставляемых соцуслуг – социальная адаптация взрослых инвалидов и их семей. И в этом случае социальные услуги СО НКО весьма разнообразны. Это реабилитация людей с инвалидностью посредством массажа, прокат технических средств реабилитации, школа молодых инвалидов, трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места, организация для них спортивных мероприятий, фестивалей, творческих вечеров и др.
Третий по распространенности тип услуг – профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства. Чем только не занимаются некоммерческие организации, выбравшие для себя данную сферу деятельности, — помогают в реабилитации детей-отказников, находящихся в условиях госпитализации; оказывают всестороннюю помощь нуждающимся несовершеннолетним и юным матерям; поддерживают потенциальных и состоявшихся приемных родителей и опекунов; организуют летние площадки временного пребывания для детей из социально-неблагоприятной среды и т.д.
Яркий пример — Международный детский фонд «Дети Cаха-Азия». С 2013 года фонд ведет телепередачу об устройстве детей в семьи и о поддержке приемных семей «Будем вместе», которая транслируется на местном национальном телеканале на всей территории республики. Параллельно издает и бесплатно распространяет журнал «Ангел в ладошке» с тематическими рубриками: «Ищу маму» с информацией о детях, подлежащих устройству в семьи, «Будем вместе», отражающей опыт приемных и замещающих семей и т.д. Журнал бесплатно распространяется во всех общеобразовательных и коррекционных учебных заведениях Якутии, а это 668 школ, социально-реабилитационные центры – их 13, а также и среди приемных семей. Фонд также проводит благотворительные акции для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организует выезд якутских детей из малообеспеченных и многодетных семей в Москву.
Одна услуга или комплекс
Сибирский опыт показывает, что, как правило, в работе СО НКО есть какая-то определенная специфика, под которую разрабатываются специальные программы, поэтому упор делается на одну или несколько социальных услуг: опека воспитанников интернатных учреждений, помощь приемным семьям, взаимодействие с трудными подростками и т.д.
Однако есть и такие организации, которые занимаются «всем и сразу», предлагая населению большой перечень услуг. Характерный пример — Немецкая национальная районная общественная организация Всероссийского общества инвалидов, в арсенале которой десять социальных услуг. Среди них — организация и проведение акции «Теплые руки помощи» (выявление инвалидов и граждан пожилого возраста, которым требуется помощь волонтеров, сбор и раздача б/у вещей социально незащищенным гражданам, адресная помощь, индивидуальная опека), занятия группы «особого» ребенка, оказание услуги «Временная няня» для детей-инвалидов, консультирование людей с инвалидностью, проведение для целевой категории спортивных мероприятий, фестиваля художественного творчества инвалидов и детей с ОВЗ и т.д.
Кто в реестре
Из 43 СО НКО, участвующих в исследовании, только две входят в реестр: Томский региональный благотворительный общественный фонд «Право на детство» и Автономная некоммерческая организация «Центр социальной защиты и поддержки пожилых людей» (Кемеровская область).
Остальные оттягивают процесс вступления, либо испытывают с этим какие-то трудности, либо вовсе не стремятся «продвигать» свои услуги таким образом.
В российском некоммерческом секторе есть НКО, имеющие многолетний стаж предоставления социальных услуг. Так, в арсенале Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» – помощь одиноким пожилым, уход за лежачими больными, деятельность по снижению роста заболеваемости туберкулезом, поддержка жертв катастроф и стихийных бедствий и другие услуги. Однако, как видно по опыту сибирских региональных отделений РКК, многолетний опыт – не гарантия того, что организация стремится войти в реестр поставщиков социальных услуг.
Из 15 НКО, ответивших на вопросы исследователей о реестре, помимо двух организаций, уже вошедших в реестр, еще три планируют в него войти, не испытывают в связи с этим трудностей и в данный момент занимаются разработкой стандартов на услуги; десять — хотели бы войти, но испытывают трудности в получении информации, со сбором документов, с процедурой вступления. Представители только одной организации указали конкретную причину невозможности вхождения в реестр: «Мы пытаемся войти в реестр, но пока не получается, так как из-за отсутствия независимых источников дохода у нас нет необходимого денежного залога».
НКО считают, что для облегчения вхождения в реестр нужно:
- «Упростить процесс вхождения в реестр поставщиков социальных услуг: чтобы требования к оформлению документации стали менее «замороченными»».
- «Разработать механизмы, позволяющие преодолевать барьеры для вхождения СО НКО в реестр поставщиков».
- «Расширить понятие «социальных услуг».
- «Для СО НКО доступ к оказанию социальных услуг и получению компенсации зависит от того, будут ли ответственные лица рекомендовать организацию в программы реабилитации. Считаем, что нужно нормативно закрепить «право на выбор поставщика» не только из числа рекомендованных, но и из числа включенных в реестр».
В целом в каждом сибирском регионе вовлечение СО НКО в реестры поставщиков социальных услуг происходит достаточно интенсивно. Эксперты надеются, что это приведет к росту и диверсификации социальных услуг.