CAF Россия провел третье исследование благотворительной деятельности крупнейших российских банков. Первый обзор благотворительности банковского сектора был осуществлен в 2012 году, второй — в 2015 году.
В исследовании 2016 года, как и в предыдущем году, отслеживается динамика благотворительности банков, дан анализ финансовой отчетности 50 банков за 2015 год в сопоставлении с цифрами 2014 и 2011 годов. Объемы трат на благотворительность рассматривались по данным Центробанка (ЦБ).
В 2015 году 50 банками, входящими в рейтинговый список лучших, по отчетности, представленной ЦБ, на благотворительность суммарно было потрачено 27 338 865 000 рублей. Это более чем в дваа раза больше, чем в 2014 году, и более чем в четвыре раза больше, чем в 2011 году.
Однако, как выяснилось, у некоторых банков в отчетности ЦБ в статью «благотворительность» вошли расходы, не имеющие прямого отношения к их благотворительности в 2015 году.
Например, у абсолютного рекордсмена по тратам на благотворительность – банка ВТБ (17 283 454 000 рублей) в отчетность попали благотворительные траты всей Группы ВТБ, причем за 2014 год. «Отраженная в отчетности по РСБУ сумма на благотворительность за 2015 год включает все расходы Группы ВТБ за 2014 год. Эта сумма технически учитывается в российской отчетности еще с I квартала 2015 года – именно тогда произошло фактическое списание средств», — прокомментировали в пресс-службе ВТБ. Сколько было потрачено на благотворительность именно банком ВТБ в 2015 году, в пресс-службе не сообщили.
Таким образом, если принять во внимание техническое списание в группе ВТБ, картина роста благотворительных расходов банков в 2015 году будет совсем иной. Если проанализировать динамику трат на благотворительность у 45 банков, принимающих участие в исследовании два года подряд, не учитывая расходы Группы ВТБ, динамика благотворительных расходов будет отрицательной: по суммарным показателям их стало меньше, чем в прошлом году.
Еще один результат, требующий комментария, относится к деятельности Росбанка, потратившего на благотворительность 3922,4% от прибыли. У банка в 2015 году произошло значительное снижение прибыли и одновременно — рост благотворительных трат. Однако, как пояснили в банке, этот рост не настолько велик.
«Существенно увеличившиеся расходы на благотворительность связаны с технической корректировкой. Порядка 100 миллионов рублей, отраженные в этой статье расходов, представляют собой суммы, связанные с внутригрупповыми операциями, которые нивелируются доходами в том же размере, представленными в другой статье, – в итоге нет влияния на результат банка. Такое отражение вызвано требованиями текущего плана счетов», — объясняют сотрудники банка.
Прибыль сократилась у 25 из 45 банков, принимающих участие в исследовании два года подряд. Развивающийся экономический кризис привел к тому, что 20 банков завершили 2015 год с убытками (в 2014 году – семь банков). Но 19 из них, тем не менее, сохраняли расходы на благотворительность.
«То, что у банков есть расходы на благотворительность при отсутствии прибыли, может быть объяснимо наличием у них комплексных продуктов, предусматривающих отчисления в зависимости от оборота, — объясняет Роман Кенигсберг, руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Grant Thornton. — Кроме того, на благотворительность могут относиться расходы, связанные с имиджем банка, содержание спортивных команд или социальной инфраструктуры. Данные расходы могут отражаться как расходы на благотворительность в связи с заключением договора о пожертвовании».
«Преимущества публичной прозрачной отчетности, которые отличали банковский сектор, утрачиваются, — считает Мария Черток, директор CAF Россия. — Отражение расходов на благотворительность в их отчетности становится столь же запутанной, как, например, у сырьевых и энергетических компаний, и требует все более тщательной и детальной интерпретации. В ситуации, когда от банков проблематично получить внятные комментарии, мы можем только предполагать, какая именно часть указанных в отчетах трат реально имеет отношение к благотворительности».