За 35 лет знания общества о существовании ВИЧ, средства массовой информации, как и общество в целом, уже прошли стадии от яростного отрицания ВИЧ до его принятия. В 80-90-е года в СМИ Советского Союза, а потом Российской Федерации, как отметил руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский, теме ВИЧ-инфекции уделялось большое внимание, несмотря на тот факт, что зафиксированных случаев заболевания насчитывалось всего лишь около 300. Но такой эффект «алармизма» (от англ. alarmism — «паникёрство») — новизны и шумихи давал положительные результаты: выделенных средств и приложенных усилий в то время было куда больше в сравнении с тем, что сейчас делается для борьбы с ВИЧ-инфекцией.
В настоящее время, считают эксперты, в СМИ можно наблюдать эффект привыкания и рутинизации в освещении ВИЧ/СПИДа, в то время как, наоборот, следует вновь и вновь обращать внимание на эту проблему.
«Совсем недавно поднималась информационная волна на фоне случаев заражения вирусом Зика или Эболой. Но за тот же год, когда были зафиксированы 500 случаев той же Эболы, произошло несколько десятков тысяч случаев заражения ВИЧ. И вот это было озвучено очень слабо, а значит нужно еще раз обратить общественное внимание на эту проблему, — подчеркнул Покровский. — К сожалению, человек, как известно, привыкает ко всему, поэтому нужно придумывать поводы и подходы. Ведь если забывает общество, то забывает и Министерство здравоохранения, поскольку это становится неактуальным. Серьезная задача всех, кто работает в СМИ, в том числе и медийных лиц, состоит в том, чтобы постоянно поддерживать эту тему».
При этом, считает посол доброй воли Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS) белорусская телеведущая Светлана Боровская, сегодня СМИ должны выбирать любой способ, любое место и любой жанр для освещения темы ВИЧ/СПИДа. «Главное, чтобы были живые истории и настоящие герои. Ведь это лучше, нежели мы ставим какого-то рекламного персонажа, которого никто не знает, и эффекта никакого не происходит», — уверена Боровская.
«Я не за то чтобы это было тихо и мило в стиле «сдайте, пожалуйста, тест». Так ничего не будет, ничего не получится. Это должно быть ярко и громко, с использованием всей палитры красок, какие только возможны», — считает Боровская и подчеркивает, что для того чтобы привлечь внимание к важной проблеме, хороши все способы, но к участию необходимо привлекать людей, обладающих большим кредитом доверия, например, людей искусства или спорта.
Эксперты отмечают, что в современных условиях людям, живущим с ВИЧ (ЛЖВ), большую поддержку в сравнении с государственными организациями оказывает гражданское общество. Услуги, помощь и информационные кампании, которые предоставляют и создают неправительственные организации, находятся на совершенно ином уровне по сравнению с государственными.
Сотрудница Центрально-Азиатской ассоциации ЛЖВ Любовь Чубукова подчеркнула, что в Казахстане не существует государственных программ, направленных на повышение уровня толерантности в обществе. «У нас есть программы, направленные на привлечение людей к ВИЧ-тестированию, но, может это будет моя личная оценка, они не очень эффективны. Они не «вкусные», не интересные. Больше нас выручает гражданское сообщество, люди из неправительственных организаций, которые, понимая, насколько это важно, вкладывают в дело эмоции и чувства. И вот тогда все получается интересно», — считает Чубукова.
Гражданское общество также борется со стигматизацией («заклеймением») в отношении людей с ВИЧ-положительным статусом. Как отметил основатель фонда «Расцвет Африки» Ндаба Мандела, влияние стигмы до сих пор сильно не только в России. В Африке за последнее десятилетие произошли значительные изменения: ранее в этой стране, где даже президент отрицал вирусную природу СПИДа, люди не говорили о своем ВИЧ-статусе никому.
«Мои родители уже умерли, но я даже не знал, что у них был ВИЧ — в обществе было слишком сильное влияние стигмы. Но сейчас многое изменилось. СПИД стал лишь одной из болезней, о которой люди могут спокойно говорить, а не шептать по углам. Свобода самовыражения — вот, что важно. Необходимо поощрять к этому людей, поскольку только так человек может полностью себя самореализовать», — уверен Мандела.
Подобная самореализация и самоидентификация среди медийных лиц, получившая название «каминг аут», также важна для развенчания общественных стереотипов в отношении людей, живущих с ВИЧ.
«Я могла себе позволить сделать каминг аут: у меня была поддержка семьи и работа, с которой меня не уволят, если узнают о болезни, у меня были друзья, которые меня поддерживали. Я не говорю каждому встречному о своем диагнозе, я говорю там, где это будет действительно полезно. Единственное, чего я боюсь, так это то, что все это может как-то повлиять на мою дочь, которая учится в школе, в другом окружении, которое может по-разному отреагировать на подобную информацию. Многие люди боятся говорить открыто о своем ВИЧ-статусе, потому что у каждого есть определенные социальные связи. Мы не всегда ответственны лишь за себя», — подчеркивает Чубукова.
Как отметил профессор НИУ ВШЭ Сергей Медведев, ВИЧ и СПИД действуют в роли «великого разделителя» — усугубляют уже существующие социальные расколы как на уровне отдельных обществ, так и на глобальном уровне. Но при этом, вопреки существующему мнению, вирус не бьет по наиболее незащищенным слоям общества, а поражает более благополучные регионы и социальные слои.
«ВИЧ не выбирает бедных. Наши последние социальные исследования показали, что представление о том, что ВИЧ-инфекцией заражаются маргиналы, оказалось неправильным. Когда мы посчитали уровень занятости тех, кто инфицирован ВИЧ и посещает центр СПИДа, оказалось, что среди них работающих и учащихся даже больше, чем в обществе в целом — примерно 68%, а это очень большой процент занятости в экономике. Поэтому ВИЧ-инфекция, во всяком случае для нашей страны, — это еще и удар по экономике, — отметил руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский. — Если погибнут эти ВИЧ-положительные люди, которые оказались еще и достаточно квалифицированными работниками, то мы существенно потеряем и в рабочей силе, а это будет означать и падение ВВП. Конечно, жизнь людей важнее ВВП, просто поэтому государство должно направить больше ресурсов в эту область, но на наших руководителей часто производит большее впечатление именно снижение ВВП».
В настоящий момент, даже в непростых политических и экономических условиях, отметил эксперт, главная цель гражданского общества и СМИ — показать, что борьба с ВИЧ является приоритетом в борьбе за ресурсы, в том числе финансовые. «Наша основная задача — отстаивать точку зрения, что лучше быть бедным и здоровым, чем богатым и больным», — уверен Покровский.
Фото: Ирина Лактюшина