Фотопроект «Искусство видеть: исчезающее наследие» включает в себя фотографии десяти усадеб в Москве и Подмосковье, среди которых Знаменское-Садки, Покровское-Стрешнево, Пехра-Яковлевское, Петровское-Княжищево, Молоди, Гребнево, Михайловское, усадьба булочника Дмитрия Филиппова, усадьба Воронцовых-Дашковых. На выставке можно увидеть их фотографии, узнать историю архитектурных объектов.
«Это продолжение моего первого, дипломного проекта, рассказывающего о парках, садах, архитектуре Москвы. Некоторые усадьбы практически исчезли, а другие постепенно разрушаются, теряя былую красоту. С потерей таких исторических объектов мы забываем нашу историю. Я хотела, чтобы посетители не просто увидели и рассмотрели усадьбы, а познакомились с ними, изучили их историю, почувствовали атмосферу этих мест», — говорит автор проекта, фотограф Кристина Козулицына.
Она надеется привлечь внимание общества к проблеме заброшенных архитектурных объектов, подчеркнуть их социально-культурную значимость и дать импульс на восстановление этих мест. «Конечно, не все усадьбы, представленные на выставке, возможно восстановить, некоторые мы уже потеряли навсегда. Но большинство из них можно и нужно реставрировать, состояние позволяет. Если воссоздать их первоначальный облик, это будут крупные культурные площадки, на которых могут проходить разного рода мероприятия — от музейно-выставочной деятельности до проведения семинаров, конференций, концертов, могут располагаться клубные объединения», — добавила Козулицына. Выставка «Искусство видеть: исчезающее наследие» открыта в VAUXHALL CENTER с 12.00 до 20.00.
Координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин рассказал, что процесс запустения усадеб продолжился в 1990-е годы после ликвидации советской социальной системы, закрытия предприятий, сокращения воинских частей. Тогда их стали покидать больницы, школы, санатории и другие учреждения.
«Русская усадьба, быть может, самый угрожаемый вид наследия, особенно в сельской местности. Их возвращение прежним собственникам не предвидится. Если церкви и монастыри понимают, кого ждать и должны лишь дождаться, то усадьбы не понимают, кого ждать. У государства до сих пор нет общего решения для этой проблемы, а количество положительных частных решений слишком немногочисленно. Деревянные усадьбы уходят первыми, но и каменные превращаются в руины», — отметил Рустам Рахматуллин.
Эксперт предположил, что для сохранения таких архитектурных объектов можно попытаться создать так называемые «усадебные кольца» в каждом усадебном регионе по аналогии с Золотым кольцом России. В качестве примера он привел Новоторжское кольцо усадеб, созданное зодчим Николаем Львовым.
«Можно представить Старицкое, Вяземское, Рязанское и многие другие усадебные кольца. Такие кольца могли бы стать даже организационными структурами, учрежденными на уровне региона. Создание таких колец предполагало бы развитие дорожной структуры, туристической инфраструктуры, комплексное проектирование с размещением в этих усадьбах музейных, рекреационных и иных сопутствующих функций», — заключил координатор «Архнадзора».
Фото предоставлено организаторами