Положения об инфраструктуре для СО НКО и, в частности, о ресурсных центрах, являются важной частью «дорожной карты» и комплекса мер по доступу социально ориентированных НКО на рынок социальных услуг, рассказал заместитель директора департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Герман Ветров. Он подчеркнул, что оба документа должны быть исполнены достаточно быстро и большая часть мер рассчитана на 2016 год.
Комплекс мер по доступу СО НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, был утвержден правительством в мае. Позже правительство утвердило «дорожную карту» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере».
Выход НКО на рынок социальных услуг – это новый качественный скачок, считает Ветров, и некоммерческие организации должны этому рынку соответствовать: обладать достаточным уровнем компетенции и желанием оказывать социальные услуги не раз от раза, а на постоянной, стабильной основе.
В рамках реализации этих документов в регионы уже были направлены методические материалы по формированию и поддержке в субъектах РФ ресурсных центров поддержки СО НКО. В этих материалах прописано, что такое ресурсные центры, их функции, а также методика оценки их деятельности. Ветров подчеркнул, что это рамочный документ, который является основой для того, чтобы двигаться дальше. По его словам, на сегодняшний день в стране работает около 80-100 организаций, выполняющих функции ресурсных центров, и 20-30 их них – это сильные «ресурсники», с которыми плотно взаимодействует Минэкономразвития.
Инфраструктура ресурсных центров не сможет заработать должным образом, если не будет налажен контакт с теми, кто непосредственно распределяет бюджетные средства, говорит заместитель председателя Совета Федерации РФ Галина Карелова. Необходимо уже в этом году «соединить» ресурсные центры со сферой социальной защиты, поскольку сейчас готовится государственный заказ на 2017 год, подчеркивает она.
По мнению Кареловой, носителями передового опыта по включению НКО в оказание социальных услуг на сегодняшний день являются Московская область, Башкирия, Новосибирская область, Пермский край, Тюмень, Ханты-Мансийский округ и Хабаровский край. При этом она отмечает, что процесс включения НКО в оказание социальных услуг идет очень сложно, потому что социальные работники зачастую боятся передавать свои функции НКО, которые пока воспринимаются как часть сообщества «контролеров».
Карелова призвала третий сектор также включится в работу по уточнению и расширению перечня услуг, которые могут оказывать некоммерческие организации, вошедшие в реестр «исполнителей общественно полезных услуг». Она пояснила, что перечень, утвержденный правительством, является только первым этапом работы и призвала обеспечить обратную связь между властью и некоммерческим сектором для дальнейшей работы над списком.
Важно обеспечить систему поддержки опытных ресурсных центров, на плечи которых ляжет задача по развитию сети «ресурсников» и обучению новичков, говорит директор Архангельской региональной благотворительной общественной организации «Центр социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова. Сегодня у опытных ресурсных центров просто нет средств, чтобы помогать созданию новых, подчеркивает она. «Ресурсники» нуждаются в особой системе поддержки, подчеркивает Михайлова, нельзя заставлять центры конкурировать с теми, кому они оказывают услуги.
Ресурсный центр нельзя просто зарегистрировать, он может только вырасти, считает она. Михайлова предостерегла от того, чтобы вводить в законодательство о НКО понятие «ресурсный центр» и заявила, что скептически относится к идее создания «типового» ресурсного центра. «В каждом регионе свои запросы, свои потребности. И где-то «ресурсник» — это одна организация, которая тащит на себе все, а где-то целый комплекс организаций», – говорит эксперт.
В рамках работы платформы iGrajdanin будет создана карта ресурсных центров, рассказал управляющий партнер проекта Андрей Давидович. По его словам, карта призвана удовлетворить потребности трех целевых групп: самих ресурсных центров, которые смогут заявить о себе, государственных структур, которым карта поможет определить, насколько их территория нуждается в «ресурсниках», и некоммерческих организаций, нуждающихся в поддержке центров.
Для наполнения карты разрабатывается специальная анкета, которая будет предложена сообществу ресурсных центров для обсуждения. Именно сообщество «ресурсников» определит, кто может называться ресурсным центром, а кто нет, говорит Давидович. В дальнейшем планируется создание площадки с запросами от НКО к ресурсным центрам и наоборот.