Благотворительность в российских сериалах появляется в негативном контексте либо не появляется совсем, в отличие от западных, отметила координатор программ Агентства социальной информации Ольга Дроздова. По данным агентства KVG Research, в 2015 году в России производят около 850 сериалов и телефильмов — мелодрамы, драмы, детективы.
По словам профессора факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Анны Качкаевой, основными героями сериалов на российском телевидении неизменно остаются силовики. «Социально значимые вещи, которые проникли в форматы другого типа — проекты вроде «Голоса», сюжеты на общественном телевидении — никак не просачиваются в сериальную структуру. И я думаю, это связано не только и не столько с тем, что это не хотят финансировать или это не востребовано, а с тем, что те, кто производит сериалы, и те, кто их заказывает, пока не видят, как эту тему упаковать и продвинуть», — считает Анна Качкаева.
Появление социальной темы в западных сериалах — это часть социального контракта между гражданами и государством, добавила Качкаева. В России продюсеры не рискуют ее трогать, потому что ее сложно объяснить.
Продюсер Игорь Мишин считает, что благотворительность или волонтерство не интересны продюсерам, так как не связаны с риском или драматизмом. Профессиональная деятельность людей в принципе редко становится основной темой сериала. Исключение составляют героические и драматические профессии, к которым не относится работа в благотворительной организации, говорит Мишин.
По его словам, тематические отличия западных и российских сериалов связаны с экономикой. Многие американские сериалы выходят не на эфирных, а на платных цифровых каналах, ориентированных на высокообразованную, обеспеченную часть американского общества. Эти каналы работают по стратегии B2C (бизнес для клиента), в России такого рынка сериального производства не существует, добавил продюсер.
«У нас очень ограничен рынок производства сериалов по темам, героям, фабулам, сюжетам. У каждого канала есть отработанное представление о том, кого они должны показывать и в каких ситуациях. Продюсеры и сценаристы пишут по воле заказчика. Заказчиком сегодня является не клиент, а вещательные эфирные компании, которых в стране всего пять. При этом нужно учитывать, что риски при принятии решений об освоении новых героев, тем, сюжетов для канала чудовищны», — рассказал Игорь Мишин.
Тем не менее эту тему можно продвинуть в сериал через актеров, добавил продюсер. Многие из исполнителей главных ролей помогают благотворительным фондам, входят в их попечительские советы и могут создать запрос на соответствующий сценарий. По словам Мишина, если известные благотворители вроде Константина Хабенского или Чулпан Хаматовой заявят о своем желании сыграть роль, связанную с благотворительностью, помощью, волонтерством, то это станет мотивацией для продюсера и режиссера.
Кроме того, можно обратиться в Министерство культуры РФ, которое субсидирует производство сериалов и составляет список рекомендованных для них тем. При содействии некоммерческого сектора в этом списке может оказаться и тема благотворительности, считает Мишин.
По мнению главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея, необходимо создать фонд, который будет продвигать социальные темы в медиасфере. «Люди не понимают что это важно, это значимо. Страна не знает тех, кто занимается благотворительностью… Это серьезная работа по формированию мифов, имиджей, по формированию того, что важно и неважно, картины мира. Сейчас и зрители, и каналы, и государство хотят смотреть сериалы про бандитов», — считает Дондурей.
На площадке медиаклуба уже проходили встречи PR-специалистов некоммерческого сектора, мастер-классы об открытых лицензиях, об умных коммуникациях Елены Тополевой, о провокациях в интернете Максима Корнева, об участии пользователей социальных сетей в деятельности НКО Светланы Яворской, паблик-ток профессиональных журналистов и НКО о взаимодействии друг с другом и другие встречи.