По данным опроса десяти представителей администрации детских домов Москвы и Московской области, проведенного Некоммерческим партнерством «Эксперты рынка труда», девять из десяти детских интернатных учреждений не взаимодействуют с организациями и предприятиями, которые могут выступить потенциальными работодателями для выпускников детдомов. Также согласно ответам половины участников фокус-группы их учреждения не взаимодействуют с центрами занятости по вопросам профориентации и трудоустройства выпускников, другая половина отметила, что такое взаимодействие осуществляется лишь формально. При этом руководители пяти учреждений считают неэффективной существующую на данный момент систему профориентационной и адаптационной работы по подготовке к жизни в социуме детей, оставшихся без попечения родителей.
По мнению Александра Гезалова, выпускника детского дома, общественного деятеля, эксперта по социальному сиротству России и стран СНГ, волонтерство в России в основном решает проблемы не клиента, а самого волонтера: «Сироте жалость нужна в последнюю очередь. Я не против корпоративного волонтерства, но надо его грамотно организовывать. Мы должны делать так, чтобы у ребенка пропадала сиротская самоидентификация: «Я сиротка, поэтому мне что-то дают, а я должен принимать». У него должна появиться новая идентификация: «Мной интересуются, мое прошлое и будущее кому-то важно». Ребенок должен задуматься: «Может быть, я что-то не понимаю, и они помогут мне понять». Но ему требуется время, чтобы понять! Всем хочется легко, весело и быстренько, тогда как настоящее волонтерство в первую очередь требует времени и уважения к ребенку», — подчеркивает Гезалов.
Для создания другого подхода к поддержке детей-сирот и консолидации усилий по профориентации и социальной адаптации воспитанников детских домов Некоммерческое партнерство «Эксперты рынка труда» и Группа компаний HeadHunter создали проект «Выбирая будущее» и предлагают неравнодушным компаниям и предприятиям не везти подарки в детские дома, а пересмотреть свой взгляд на реализацию программ корпоративной социальной ответственности, присоединившись к проекту.
Участие в проекте предполагает благотворительный взнос, который идет на частичное покрытие мероприятий проекта. Стоимость профориентационной работы на одного ребенка в течение 14 месяцев реализации проекта составляет 10 тыс. руб. Принимая участие в проекте, компания может выбрать количество воспитанников детских домов, которых сотрудники хотят поддержать, а также по своему усмотрению определить степень активности компании в рамках профориентационных мероприятий.
Участвуя в проекте, каждая компания может провести интерактивные лекции, деловые игры или мастер-классы, представив свое направление и ведущие профессии своей отрасли, принять участие в организации экскурсий в свою организацию или проведении карьерных квестов или присоединиться к организации психологического и коуч-консультирования по вопросам жизненной и карьерной навигации. Кроме этого компании могут принять участников проекта на стажировку или практику и трудоустроить их.
На данный момент к проекту «Выбирая будущее» присоединились компании CEB SHL, Makelove, «ЛАНИТ», Praxair, Leroy Merlin Russia, SPLAT, «Группа ПСН», Subway и «Рольф».
Подать заявку на участие в проекте и узнать подробную информацию об этапах реализации проекта можно здесь.