Заниматься этим Эдуардо Круз Меркадо начал, когда ему было семнадцать — подруга из России, сирота, показала ему коробочку с медалями как единственную оставшуюся вещь из кровной семьи. К сегодняшнему дню Круз выкупил 11 орденов. В этом году он получил российскую национальную премию добрых дел «Сможем вместе!» издательского дома «Аргументы недели». Агентство социальной информации связалось с благотворителем и записало его рассказ.
«Здесь, в Мексике, в исторических работах почти не упоминается подвиг советского народа во Второй мировой войне. В наших книгах говорится, что в ней победили США. Сейчас по всему миру разносятся ужасные новости о людях и целых народах, совершающих акты вандализма в отношении памятников солдатам, награды переплавляются в националистическую атрибутику. Это подтолкнуло меня продолжать мой скромный труд по сохранению советских орденов и медалей.
Сегодня с помощью друзей из разных стран проект «Вечный огонь» добился возвращения в РФ четырех советских орденов: одного — Отечественной войны и трех — Красной Звезды. Три ордена отправились в США, по одному — в Аргентину, Никарагуа и Мексику. Кроме того, мы нашли в ломбарде на Украине орден Красной Звезды № 3456439 и медаль «За боевые заслуги», принадлежавшие уроженцу Донецка Бондаренко Александру Павловичу. Знаем, что их собирались переплавить в воинские знаки «Народный герой Украины». Эти награды готов принять Донецкий военно-исторический музей ВОВ.
В основном я нахожу лоты на частных онлайн-аукционах на Украине и в Штатах. Мои друзья — их около 40 человек — ищут еще и в Израиле, Болгарии, Литве, Эстонии, Венгрии, Латинской Америке на рынках и в лавках, помогают с переводом писем и пересылкой. Наши добровольцы говорят на английском, испанском, русском, украинском языках. Некоторые никогда не виделись друг с другом и даже заочно не знакомы. Никто из нас не получает деньги за работу в проекте, это чистое волонтерство. Мы считаем, что культурные ценности заслуживают уважения и их место в музеях или в семьях героев, принесших себя в жертву ради освобождения мира от нацизма. Им нечего делать на рынках, где они опошляются и превращаются в сувениры.
Когда мы находим орден или медаль, то первым делом вывешиваем ее серийный номер в социальные сети: Facebook, Instagram, «ВКонтакте». Иногда хозяина удается найти через несколько дней, в других случаях на это уходят месяцы. В Россию награды нам помогает отправлять консульство РФ в Мексике. Других партнеров ни среди госучреждений, ни среди коммерческих компаний и общественных союзов у нас нет.
Из уважения к родственникам бойцов мы не разглашаем подробности того, где нашли и как возвращали награды. (Ранее издание «Блокнот» рассказывало такую историю: сын летчика Аристарха Казанцева обнаружил пропажу всех наград отца после его похорон. Круз нашел и вернул их спустя 25 лет. — Прим. АСИ.) Во всех семьях свои секреты, одни радуются и благодарят за известие о возвращении реликвий, а другие глубоко расстраиваются. Но я это не комментирую. Также мы не распространяемся о суммах, за которые выкупаем ордена. Сколько стоит слава героя?..
Основная работа у меня не связана ни с историей, ни с военным делом. Я ювелир, работаю с понедельника по субботу с девяти утра до девяти вечера.
Моя семья наш проект не одобряет. Думает, я коммунист (это не так). Просто большее счастье — давать, чем получать, это и в Библии написано. Я уже 12 лет думаю о том, как общество обесценило гордость, с которой бойцы носили и хранили свои награды, и не могу с этим примириться».