— 14 ноября Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)». Эта новость получила незаслуженно мало внимания общественности на фоне шумихи вокруг санкций к СМИ-«иностранным агентам». Качественный, хорошо продуманный законопроект из поля зрения выпал.
Во-первых, государство отказалось от идеи принять отдельный рамочный федеральный закон, регулирующий деятельность добровольцев (волонтеров). В июне 2013 года в Государственную Думу был внесен другой законопроект «О добровольчестве (волонтерстве)», разработанный Советом Федерации. Он предусматривал жесткую модель регулирования деятельности добровольцев (в том числе содержал закрытый перечень целей и задач деятельности добровольцев), создание реестра добровольцев, обязательства добровольцев соблюдать конфиденциальность всех сведений, полученных ими в ходе осуществления своей деятельности. Кроме того, он налагал на НКО, где есть волонтеры, ряд затратных обязательных функций: вести учет добровольцев, содержать ставку штатного координатора добровольцев. Также весьма обобщенно в законопроекте были сформулированы меры поддержки организаторов волонтерской деятельности и полномочия органов власти разных уровней. Тот законопроект заслужил резкую отповедь от НКО и волонтерских организаций и не прошел первое чтение в парламенте.
Во-вторых, новый законопроект устанавливает четкую понятийную базу и определяет понятия «доброволец (волонтер)», «организатор добровольческой (волонтерской) деятельности», «добровольческая (волонтерская) организация», «центр поддержки добровольчества (волонтерства)». Юридически понятия «доброволец» и «волонтер» приравниваются. Это снимает правовую коллизию, когда они были разными и использовались для описания деятельности добровольцев (волонтеров) отдельно в благотворительности и отдельно, к примеру, в спорте. Правовое определение трех остальных понятий — также важное новшество. Волонтерские организации пользуются этими понятиями, но у них до сих пор не было никакого закрепления.
В третьих, новый законопроект вводит в ФЗ «О благотворительных организациях и благотворительной деятельности» новый, отдельный раздел «Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности», а название самого закона меняется на ФЗ «О благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности». Ранее многочисленные правовые нормы были разбросаны в более чем десяти законах, теперь все основные нормы сведены в один раздел III.
В новом законопроекте четко определены права добровольцев (волонтеров) и их обязанности, права и обязанности организаторов деятельности добровольцев. Это однозначно позитивные нормы. Формулировки закона не накладывают излишних обязательств на волонтеров и волонтерские движения (НКО), кроме тех, что и так существуют в соответствии с ГК РФ.
Четвертое новшество — создание единой информационной системы в сфере развития добровольчества, участие в которой для волонтеров и НКО будет необязательным. Цель проста: государство хочет оценить число участников волонтерской деятельности, получить возможность выстраивания системы их поощрения, и т.п. Насколько эта система будет эффективна, покажет время. Главное для волонтерских НКО, что законопроект не содержит инструментов принуждения к участию в этой системе.
Пятый очень важный блок — четкое определение полномочий органов власти разных уровней по поддержке волонтерства и выстраиванию взаимодействия с волонтерскими НКО. От региональных властей правительство будет требовать регламенты взаимодействия с добровольцами в тех случаях, когда работа волонтеров требует специфических правил. Сейчас массовому развитию волонтерства в социальных и медицинских учреждениях мешает именно неурегулированность прав, обязанностей и полномочий казенных учреждений по взаимодействию с такими НКО. Больницы, паллиативные центры и другие ГБУ смогут официально впускать волонтеров и законно сотрудничать с ними.
Последнее, что надо упомянуть, это что законопроект разрабатывался в тесном экспертном взаимодействии с рядом крупных волонтерских движений и НКО: БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», «Старость в радость», ММОД «Даниловцы», Лиза Алерт, МООВ «Клуб волонтеров», «Старшие братья/Старшие сестры», а также ассоциациями волонтерских НКО (Союз волонтерских организаций и движений, Ассоциация волонтерских центров). В результате получился продуманный правовой документ, соответствующий задачам развития волонтерского сектора России и вовлечения максимального количества граждан в общественно полезную деятельность. И это говорит о том, что государство выбрало путь развития партнерства с волонтерским движением. Мы надеемся, что построение таких партнерских отношений НКО и государства — долгосрочный тренд. Потому что только такой подход обеспечит решение наиболее острых социальных проблем страны.
Справка
Ассоциация некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений» (СВОД) создана в 2009 году с целью объединения усилий и консолидации добровольческих организаций. В СВОД входят 15 крупных волонтерских движений и благотворительных фондов, организующих деятельность более 8000 постоянных волонтеров в более чем 400 социальных и медицинских учреждениях в 20 регионах России.