Горам-останцам коралловых рифов Пермского моря — более 230 миллионов лет.
Акцию «Кольцо жизни» в защиту горы Торатау организовала 12 мая региональная общественная организация «Башкорт». Башкирская содовая компания — крупнейший в России производитель соды — планирует ее разработку и использование в качестве сырья для производства соды.
На призыв активистов в социальных сетях об участии в акции откликнулись сторонники башкирских национальных организаций «Конгресс башкирского народа», «Акбузат» (Салават), «Бердәмлек» (Уфа), «Яугир» (Мелеуз). В акции участвовали также члены сообщества «Сохраним Шиханы — Торатау, Юрактау и Куштау», группы «Феминизм в Башкортостане», Русского географического общества, Российской экологической партии «Зеленые», других гражданских сообществ и неравнодушные жители Башкирии — всего около 3 тыс. человек.
Перед собравшимися у подножия горы выступили кураист Роберт Юлдашев и певица Минзиля Яхина. После концерта люди поднялись в гору на высоту 50 метров и стали цепочкой обходить ее с двух сторон. Вдоль цепи растянули полуторакилометровое полотнище в цветах башкирского флага. Цепь замкнулась, и вокруг Торатау образовалось кольцо.
«Кольцо жизни» — это кольцо живых людей, готовых защитить эту живую гору», — заявил Руслан Габбасов, первый заместитель председателя организации «Башкорт».
Гражданский активист из Санкт-Петербурга Алексей Сергеев считает причиной успеха акции то, что ее не стали ограничивать одним сообществом: «Будущее не за изолированным активизмом, а за пересечениями. Во-первых, большинство людей — это не одна идентичность, да и проблем у нас сильно больше. Во-вторых, так формируется ткань солидарности, укрепляющая гражданское общество».
По окончании акции некоторые участники поднялись на вершину горы, где пели песни, фотографировались и любовались пейзажем. Местные активисты в это время посадили около 2 тыс. саженцев деревьев в форме цветка курая, который считается национальным символом.
Как рассказали организаторы, Торатау всегда была священной горой башкирского племени юрматы. На ней и вокруг нее запрещались хозяйственные работы. Здесь произрастают 12 реликтовых и 21 эндемичный вид растений, многие из которых занесены в Красные книги России и Башкортостана. Гора содержит археологический культурный слой бронзового и начала железного веков. С 1965 года горы Торатау и Юрактау взяты под охрану как комплексные природные памятники.
Около десяти лет Башкирская содовая компания настаивает на необходимости разработки Торатау, называя ее единственным экономически целесообразным источником сырья для предприятия после 2020 года. В противном случае, как утверждают представители компании, содовое производство в Стерлитамаке придется закрыть. Компания требует от республиканского правительства снять с Торатау охранный статус и разрешить ее разработку. Руководство республики много лет занимало уклончивую позицию, но в последнее время заявляет о нежелании отдавать гору компании и предлагает ей осваивать другие известняковые месторождения. Окончательно вопрос пока не решен.
Общественность Башкортостана активно выступает против промышленной разработки гор Шихан. В защиту гор выступают активисты из числа местного населения, башкирских национальных и других гражданских организаций, ученые-экологи, геологи, археологи и биологи. В 1950 году началась разработка первого шихана Шахтау, и сейчас он полностью уничтожен в результате добычи сырья Башкирской содовой компанией. На его месте находится карьер. Активисты называют уничтожение Шахтау примером варварского отношения к природе и истории, а карьер, образованный на его месте, — «шрамом на лице Башкортостана».
Сейчас под угрозой промышленной разработки находятся и другие шиханы: Торатау, Юрактау и Куштау.