По данным исследования, 22% москвичей принимали участие в работе неформальных сообществ, 14% — в НКО. Среди общественно полезной деятельности каждый второй житель столицы (49%) принимал участие в благоустройстве территории, 33% заявили, что занимались решением общественных проблем, а 25% отстаивали свои интересы в различных акциях.
По словам представителей центра «Дискурс», основная задача исследования — изучить неинституциональную социальную активность (неформальные сообщества) для того, чтобы понять, нужно ли этому сообществу помогать. Если им нужна поддержка, то какая именно.
Юрий Белановский, председатель Совета ассоциации СВОД, руководитель ММОД «Даниловцы», высказал пожелание, чтобы у результатов исследования была практическая ценность: «Например, вопрос, касающийся обращения граждан в органы власти, — кому нужны ответы на него? 38% опрошенных положительно оценивают результаты взаимодействия с властью, 27% — отрицательно… Ну и что? Эти цифры нужны правительству Москвы?».
«Какая мне разница, как оценивают. А вот зачем обращаются и получают ли ответ? Чего люди хотят? Чтобы власть им просто разрешила дерево посадить? Хотят административной или финансовой поддержки? Консультаций или решения всех социальных проблем района? Вот это реальная информативная история», — продолжил Юрий Белановский.
Что касается отношения к благотворительности, то среди тех, кто участвовал в благотворительной деятельности, только каждый пятый принимал участие в массовых акциях, а 15% работали волонтером. Большая часть из этих людей старается помогать незнакомым людям, жертвовать деньги и вещи. При этом 35-40% москвичей не исключают возможности своего участия, но не горят желанием. Основные причины, которые заставляют людей участвовать в благотворительности, — это взаимность и альтруизм.
Граждане, не планирующие участвовать в благотворительной и общественно полезной деятельности, — таких больше половины, — ответили, что у них нет денег и времени на это. Некоторые из них также заявили «пусть помогают другие», а половина просто выразили недоверие к организациям, которые помогают нуждающимся.
На этом фоне показатель исследования, что у москвичей накопилась информационная усталость (60% ответили, что не хотят получать сообщения о благотворительных акциях и мероприятиях), возмутил представителей НКО.
Категорически негативное отношение к теме благотворительности, по словам социологов, подтвердили порядка 20% москвичей.
По мнению экспертов, лучше всего информация о благотворительности воспринимается через знакомых и друзей.
«Общий фон недоверия никак не связан с информационными сообщениями. Возможно, такие выводы наводят на мысль, что нужно искать какие-то другие ниши для информирования населения», — говорит Белановский.
Исследование проводилось в два этапа. В апреле-мае 2018 года социологи провели комплексные исследования неинституализированных сообществ (интервью с лидерами и участниками сообществ, анкетирование), и в июне был проведен массовый телефонный опрос, в котором участвовало 1 133 человека.
Исследование проводилось на средства, предоставленные конкурсом субсидий Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2018 году.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.