В центре «Благосфера» прошло открытое интервью с генеральным секретарем Европейской федерации журналистов Рикардо Гутьерресом «Эпоха «постправды»: судьба медиа в Европе и в России». Встречу провел доктор экономических наук, член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер.
Европейская федерация журналистов — крупнейшая профессиональная организация Европы, которая объединяет более 320 тыс. коллег из 42 стран. Гутьеррес рассказал, что он думает о цензуре СМИ, как обстоят дела со свободой слова в европейских странах и сколько источников информации нужно использовать при написании материала.
Образование
Я преподаю журналистику в Брюссельском университете и уверен: нужно рассказывать студентам о ценностях и миссии журналистики и учить их создавать качественные и этические новости. Я считаю, что этика в журналистике гораздо важнее, чем знание разных информационных технологий и техник журналистики.
Вузы должны готовить журналистов не для работы в корпорациях, а для нужд обычных граждан. Журналист должен всегда проверять информацию. Сейчас считается, что одного источника вполне достаточно. Но это не так: всегда нужно сопоставлять разные источники и показывать картину максимально объемно.
Цензура – не проблема
Настоящая проблема современной журналистики — не цензура, а ее ощущение. Часто журналисты, зная о возможном давлении после публикации, начинают цензурировать сами себя.
Год назад мы опубликовали результаты опроса 1 тыс. журналистов из 47 странах Европы. Более 40% из них признали, что действительно они занимаются самоцензурой. Но многим журналистам сложно это признать. Потому что это равносильно тому, чтобы признаться: ты не выполняешь свою миссию.
Мы изучили причины этого явления и поняли: чаще всего самоцензура вызвана вовсе не прямыми угрозами со стороны главного редактора или кого-либо еще. Основная причина — психологическое давление, которое на журналиста оказывает информационное поле. А профсоюзы журналистов пока, к сожалению, не готовы поддерживать их в психологическом плане.
Рекламодатели уходят
Сейчас журналистика столкнулась с двумя основными сложностями. Первая — экономические трудности: прежняя модель финансирования для СМИ больше не работает. Мы наблюдаем снижение объемов рекламы в печатных СМИ. В первую очередь это связано с развитием технологий и, как следствие, появлением информационных сайтов, которые стали основным источником информации для читателя. Пока редакторы печатных изданий не нашли способ компенсировать финансовый отток.
Вторая проблема — условия работы журналистов. Из-за терактов в Европе многие редакции ввели жесткие правила в отношении безопасности. Это повлияло на возможность журналистов осуществлять расследования — стало труднее. Причем это касается всей Европы.
Безопасность журналистов и фейкньюс
Европейская федерация журналистов — это своего рода инструмент обеспечения профессиональной солидарности. Основная цель нашей федерации — демонстрировать солидарность тем, кто в этом нуждается.
Свобода слова находится под давлением везде в Европе. Мы работаем в европейских странах, в том числе на Украине, в Турции и на Балканах. Стараемся быть активными и в России, но это непросто.
Федерация подписала соглашение с Советом Европы (международная организация, содействующая сотрудничеству между ее членами-странами Европы в области прав человека, демократии, законности и культурного взаимодействия. – Прим. ред.). Мы проводим мониторинг нарушений свободы слова в 47 странах, делаем отчеты обо всех запугивания и домогательствах к журналистам, учитываем любые проявления угроз и публикуем эту информацию в открытом доступе на сайте Совета Европы.
Россия, как и Турция, решила не платить за участие в Совете Европы, теперь она не имеет права голосовать. Это беспокоит, потому что Совет Европы призван обеспечить соблюдение прав человека. Надеюсь, секретарь совета убедит Россию вернуться.
Журналистам непросто бороться за свободу слова. С 2015 в Европе убили 24 журналиста, из них 13 — в Евросоюзе. В Турции 155 журналистов находятся в тюрьме за то, что просто делали свою работу. В такой ситуации сложно добиться солидарности: другие журналисты, видя, что происходит, начинают бояться. Поэтому здесь нужна международная профессиональная поддержка.
В России с 2015 года отмечены 55 случаев серьезного нарушения свободы слова. За это время в стране произошло три убийства журналистов, пятеро журналистов находятся в тюрьме. Россия обычно занимает третью-четвертую строчки в наших рейтингах рядом с Украиной и Белоруссией. Франция находится на шестом месте, 2018 год стал для свободы слова в этой стране драматичным: полицейские не раз применяли насилие по отношению к журналистам.
Также мы внимательно следим за количеством репрессивных законов. Закон о фейковых новостях в России – явная угроза свободе слова. Если он будет принят, мы обязательно разместим информацию о нем на сайте. Такие законы есть и в Европе, например в Германии. Но от фейкньюс они не спасут. Цель таких законов — усложнить работу журналистов.
О выгорании
Основная задача журналиста – быть на страже общества и призывать власти к ответу. Журналисты должны инициировать общественные дебаты. Я уверен, что журналистика должна служить общественному благу. Журналистика — сама по себе общественное благо.
Но когда вы чувствуете, что из-за текущей обстановки не можете достичь своих идеалов и желаемой профессиональной планки, происходит выгорание.
Многие журналисты уходят в смежные области, например становятся пиарщиками. Зачастую у них просто не было выбора: случились сокращения, началось профессиональное выгорание. Журналисты поняли, что не могут выполнить свою миссию в обществе, и поменяли профессию.
Если мы хотим, чтобы демократия выжила, нам нужны журналисты. Стоит подумать, как мы можем спасти хороших журналистов, которые делают качественные материалы.
Государственные СМИ
СМИ, которые финансируются государством, имеют право на существование. Важно давать гражданам несколько точек зрения. Плюрализм среди СМИ – это часть демократии. Пусть СМИ будут разные: и независимые, и государственные — почему бы и нет?
В большинстве западных стран выработаны инструменты для того, чтобы гарантировать независимость государственных СМИ. Хороший пример – британская служба новостей BBC News. Они финансируются не за счет властей, а прямыми платежами со стороны граждан.
Это хороший способ предотвратить давление на СМИ со стороны государства и обеспечить независимость прессы. Мы гражданские служащие, но мы должны обеспечивать полную независимость журналистов от политиков.
Справка
Встреча с Рикардо Гутьерресом — часть открытых интервью «С европейской точки зрения». Организаторы цикла — экспертная группа «Европейский диалог». Партнер проекта — Центр развития благотворительной и социальной активности в Москве «Благосфера».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.